Второе заседание старших должностных лиц и встреча министров торговли АТЭС 2016

Второе заседание старших должностных лиц и встреча министров торговли АТЭС 2016(2)05 — 18 мая 2016 года в г. Арекипа, Перу, состоялось заседание старших должностных лиц экономик АТЭС и второй кластер сопутствующих мероприятий, завершившийся встречей министров торговли АТЭС.

В декларации министров торговли нашли отражение такие ключевые вопросы, как поддержка многосторонней торговой системы, стимулирование региональной экономической интеграции, развитие цепочек добавленной стоимости, реализация Богорских целей, обеспечение качественного роста, повышение конкурентоспособности секторов услуг.

В рамках поддержки многосторонней торговой системы экономиками АТЭС, в том числе Россией, была подтверждена готовность оказывать содействие выполнению обязательств, взятых странами по данному вопросу в рамках ВТО.

Что касается Соглашения по упрощению процедур торговли (СУПТ) ВТО, на данном этапе идет работа по имплементации СУПТ в странах-членах ВТО. В рамках АТЭС скорейшая имплементация СУПТ активно поддерживается развитыми экономиками. На сегодняшний день 14 экономик АТЭС ратифицировали Соглашение. Россия ратифицировала Соглашение (став 14 экономикой АТЭС и 77 членом ВТО, ратифицировавшим Соглашение). СУПТ вступит в силу после того, как 2/3 членов ВТО ратифицируют Соглашение.

Несмотря на общий позитивный тон дискуссии по тематике ВТО, экономикам не удалось достичь консенсуса по содержанию текста отдельного соглашения по поддержке многосторонней торговой системы, которое традиционно входит в пакет итоговых документов встреч министров торговли АТЭС, и министры впервые за многие годы не стали принимать документ в поддержку ВТО.

Важным результатом года председательства Перу в АТЭС должно стать завершение Коллективного стратегического исследования возможностей реализации Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (КСИ АТЗСТ). В рамках встречи старших должностных лиц АТЭС экономики достигли консенсуса по наполнению восьми основных глав исследования.  Важным достижением России стало включение информации о ЕАЭС в главу 8 Исследования, посвященную существующим в регионе интеграционным механизмам, которые могут внести вклад в формирование АТЗСТ помимо двух основных форматов Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), ключевая роль которых была уже прописана в декларации лидеров АТЭС 2015 года. Таким образом, участники исследования признали важность обеспечения взаимодействия с другими региональными объединениями, такими как Тихоокеанский Альянс (ТА), Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Второе заседание старших должностных лиц и встреча министров торговли АТЭС 2016(1)Согласно поручениям лидеров, закрепленным в декларации 2015г, экономики должны завершить исследование к концу 2016г., в том числе заключительная девятая глава должна быть согласована в ходе 3-й встречи СДЛ в августе 2016 года и будет содержать основные выводы, полученные в ходе исследования и рекомендации для будущего развития формата АТЗСТ. На сегодняшний день у экономик отсутствует общее видение перспектив развития АТЗСТ. Так, 12 экономик АТЭС, участвующих в ТТП, во главе с США на данный момент нацелены на ратификацию ТТП и полагают, что АТЗСТ должно выполнять исключительно роль механизма по наращиванию потенциала (capacity building), тогда как Китай, не являющийся участником ТПП, всячески настаивает на превращении АТЗСТ в реально функционирующий переговорный механизм и стремится четко прописать в заключительной части КСИ обязательства не позднее 2020 года начать переговоры по формированию АТЗСТ. АТЗСТ может стать важнейшей стратегией Китая по укреплению своих позиций в региональной интеграционной системе. Это особенно очевидно на фоне явного торможения переговоров с участием Китая в формате АСЕАН+6 (Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП)), так как часть участников (7 стран) уже подписали соглашение ТПП и теперь стремятся поднять уровень договоренностей в рамках ВРЭП до уровня ТТП, что не устраивает многие развивающиеся страны-участницы ВРЭП, в том числе и Китай. Поддержку Китаю оказывают Перу и Чили, которые хотят сделать данные договоренности достижением своего председательства в АТЭС в 2016г. и 2019г. соответственно.

Параллельно в АТЭС идет процесс пересмотра проделанной экономиками работы в рамках индивидуальных планов действий по достижению Богорских целей о формировании свободного рынка торговли и инвестиций к 2020г.

В продолжение развития тематики транспарентной интеграционной системы в регионе в 2016 году планируется проведение семинара по обмену информацией между существующими и формирующимися региональными торговыми соглашениями (РТС)/зонами свободной торговли (ЗСТ) в регионе АТР. Данное мероприятие пройдет в рамках третьей встречи старших должностных лиц АТЭС в августе 2016г. в Лиме, Перу. В ходе последнего заседания Россия высказала готовность принять активное участие в диалоге и поделиться опытом ЕАЭС и достижениями наращивания сотрудничества с региональными партнерами.

Экономики АТЭС стали с большим вниманием и пониманием относиться к роли и месту ЕАЭС, что связано прежде всего с активизацией взаимодействия ЕАЭС с отдельными странами АСЕАН и Восточной Азии. Значительную роль в этом сыграла подготовка к юбилейному саммиту Россия-АСЕАН и работа, ведущаяся Россией по инициированию переговорного процесса в формате ЕАЭС-АСЕАН.  Особо была подчеркнута возможность скорейшей ратификации соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, а также текущая работа по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового Пути.

Отдельное внимание в рамках заседаний было уделено так называемым вопросам торговли и инвестиций следующего поколения. С учетом стремительного изменения характера региональной и глобальной торговли и значительного увеличения доли электронной торговли, в последние два года в США активно продвигается проблематика так называемой цифровой торговли (digital trade). Тем не менее, на сегодняшний день точки зрения экономик расходятся как по вопросам базовых определений (Китай предлагает использовать понятие «интернет-экономика»), так и по ключевым факторам, влияющим на эффективность электронной и цифровой торговли. Причиной разногласий является тот факт, что предложения США сконцентрированы на узкой торговой тематике и глубокой либерализации в соответствии с договоренностями в рамках ТТП, на которые многие члены АТЭС пока пойти не готовы. По результатам последних встреч, экономики АТЭС договорились о проведении соответствующего исследования и, в дальнейшем, диалога по торговой политике между заинтересованными сторонами. Принимая во внимание концептуально разные подходы экономик АТЭС к рассматриваемому данному вопросу, в 2016 г. Россией была представлена концепция Электронной Экономики (E-Economy), отражающая стратегические интересы России, имеющиеся наработки национальных экспертов и представляющая собой баланс между противоположными подходами отдельных членов АТЭС.

Представители экономик АТЭС также обсудили российскую инициативу, направленную на совершенствование конкурентной среды в области государственных закупок. В поддержку инициативы выступили Япония, Вьетнам, Новая Зеландия, Корея, Гонконг, Чили, Австралия, Перу, Филиппины. Председатель Экономического Комитета АТЭС отметил актуальность представленной инициативы и перспективы ее реализации на площадках Комитета. На сегодняшний день ряд вопросов сохраняется у США, отстаивающих точку зрения, что проблематика государственных закупок в первую очередь должна обсуждаться в рамках Соглашения о государственных закупках (СГЗ) ВТО.  Данная позиция может быть обусловлена необходимостью для России, согласно обязательствам в ВТО, в ближайшее время начать переговоры по присоединению к СГЗ. Для России же возобновление работы форума АТЭС по вопросам государственных закупок может позволить расширить внешнее сотрудничество, обмен информацией и опытом и, в свою очередь, будет содействовать успешному присоединению России к соглашению. Было принято решение, что Россия и США продолжат экспертные консультации межсессионно. Параллельно Россия объявила о скором запуске проекта, направленного на проведение соответствующего исследования среди экономик АТЭС.

Что касается проблематики услуг, в 2015 г. по инициативе Филиппин экономиками АТЭС было разработано Рамочное соглашение по услугам. По итогам года документ был одобрен лидерами экономик форума. В 2016 г. с целью реализации рамочного соглашения Австралией и Перу был предложен предварительный план для формирования соответствующей дорожной карты.  Дорожная карта предполагает формирование перечня целей и факторов, влияющих на эффективность и конкурентоспособность секторов услуг, а также выработку соответствующего общего регионального и индивидуальных планов действий. В рамках последней встречи дискуссия имела предварительный характер. В дальнейшем предполагается совместное обсуждение Дорожной карты представителями Комитета по торговле и инвестициям, Экономического комитета и Группы по услугам АТЭС с целью финализации документа в ходе третьего кластера мероприятий АТЭС.

В рамках обеспечения качественного регионального роста на рассмотрение экономиками АТЭС Индонезией была инициирована работа, направленная на формирование перечня товаров, торговля которыми оказывает положительное влияние на сельскохозяйственное развитие и борьбу с бедностью. В 2014-2015гг. экономиками АТЭС был составлен предварительный перечень указанных товаров и проведено соответствующее исследование. В 2016 г. Индонезией представила предложение по выбору товарных «кейсов» из сформированного перечня с целью дальнейшего анализа нетарифных барьеров и их возможного снижения. Россия высказала заинтересованность и готовность активно сотрудничать с партнерами, в том числе в рамках отдельных пилотных кейсов.

Экономиками АТЭС ведется активная работа в рамках специально созданной технической группы по статистическому анализу добавленной стоимости. Основная задача состоит в формировании к концу 2016г. соответствующей статистической базы АТЭС. В октябре 2016 г. Китай и США планируют проведение совместного семинара, включающего вопросы технической поддержки экономик. Экономики АТЭС высказывают заинтересованность в активизации Россией работы по данному направлению.

Успешно прошло заседание группы по человеческим ресурсам, действующим председателем которой в данный момент является представитель России. В рамках заседаний была одобрена основная тема и подтемы логической модели встречи министров образования, которая состоится в Лиме в октябре 2016 г. Велась активная работа по обсуждению подходов к формированию Образовательной стратегии АТЭС, документу, совместно разрабатываемому всеми экономиками, который потенциально может стать приложением к декларации министров образования. Для разработки данной Стратегии был сформирован консультативный совет, в состав которого вошли представители России. Был сформирован план дальнейших мероприятий по подготовке к встрече министров образования, важное место среди которых занимает 5-я Владивостокская конференция по образованию (запланирована на начало сентября). В подгруппе по труду и социальной защите были презентованы три российских проекта, инициированные Минсоцтрудом и РЦИ АТЭС, обзор лучших практик экономик АТЭС в области пенсионной политики и ухода за людьми с ограниченными способностями. Результаты данного обзора планируется презентовать в рамках 3-ей встречи СДЛ.