Итоги саммита АТЭС в Дананге: переговоры двадцати и одной экономики

U.S. Trade Representative Robert Lighthizer gestures while attending a joint press conference held on the sideline of the Asia-Pacific Economic Cooperation ( APEC) 's 23rd Ministers responsible for Trade Meeting being held in HanoiВ период с 6-11 ноября состоялся 25-ый по счету саммит АТЭС. По его итогам, несмотря на наличие существенных препятствий, лидеры и министры экономик АТЭС все же согласовали итоговую декларацию саммита и министерское заявление. В ходе переговоров основные споры разворачивались вокруг сегодняшней роли Всемирной торговой организации и многосторонней торговой системы в целом, их способности справляться с современными вызовами международной торговли. Здесь важно упомянуть, что на протяжении всего своего существования АТЭС активно поддерживал приверженность данным институтам и необходимость усиления их роли. Данное решение ежегодно принималось на основе консенсуса между 21-ой экономикой. Однако в 2017 году, как никогда, был велик риск провала привычного сценария. США открыто бойкотировали работу АТЭС по большинству направлений.

Впервые активные сторонники свободной торговли в лице США заговорили о реформировании ВТО, а также всячески пытались исключить упоминание многосторонней торговой системы в заголовках документа, смягчить формулировки таким образом, чтобы снизить роль МТС, особенно в части ее поддержки в нынешнем виде. В качестве альтернативного заголовка соответствующей части документа США предлагали использовать «стремление к свободной и справедливой торговле», что вызывало множество вопросов со стороны других экономик в отношении термина «справедливая торговля», который до 2017г. не упоминался на площадках и в документах международных организаций.

Что же касается одного из ключевых и наиболее амбициозных проектов АТЭС – формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной с участием 21-ой экономики, то здесь наблюдалось стремление американской стороны всеми способами избежать отсылок к предыдущей работе по его реализации. АТЗСТ в соответствии с новым видением США представляется скорее инструментом для углубления экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нежели самостоятельным соглашением, реализация которого возможна в долгосрочной перспективе. Предложение США сопровождалось намерением построить будущую работу по АТЗСТ с учетом их последних программ, включающих продвижение торговли восстановленными товарами, ИКТ-товарами и их комплектующими, а также инициативы по изучению негативного влияния государственных предприятий на функционирование рынка. Все эти программы и инициативы включают употребление термина «несправедливые торговые практики» (до этого термин использовался в декларации лидеров Большой двадцатки 2017 г. и был введен США) и отражают интересы национальных американских производителей, а также затрагивают наиболее чувствительные вопросы для экономик АТЭС, которые ранее никогда не рассматривались на данной площадке в качестве приоритетных.

Причиной столь резкого изменения поведения американских коллег в работе АТЭС является пересмотр торговой политики США, вызванной сменой администрации американского президента. В соответствии с новым курсом торговой политики США борются с растущим дефицитом торгового баланса посредством отмены несправедливых торговых практик (поддержка государственных предприятий, демпинг, нетарифные барьеры и т.д.), заключения двусторонних торговых соглашений на выгодных для США условиях, пересмотра действующих «убыточных» соглашений (например, НАФТА), реформирования правил ВТО.

Стремление присвоить особый приоритет достижению целей «справедливой» и свободной торговли наблюдалось также в попытке поставить их в ряд с Богорскими целями АТЭС в первоначальном предложении США. Напомним, что данные цели были приняты еще в 1994 г. и направлены на создание системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности в регионе АТР.

Особую актуальность обретают вопросы Интернет и Цифровой экономики. Данная тема стала ключевой для экономик АТЭС в 2017г. По результатам совместной работы была сформирована Дорожная карта АТЭС по Цифровой и Интернет экономике. Основными вопросами, рассматриваемыми в рамках Дорожной карты, являются меры по обеспечению безопасности и надежности данных; развитие безопасной цифровой и ИКТ инфраструктуры; формирование комплексного регулирования Интернет и Цифровой экономики; использование новейших технологий (в том числе, облачные данные, открытые данные и их анализ, цифровые ID) и ряд других вопросов. Тем не менее, в ходе переговорного процесса по формированию итоговых документов АТЭС экономики не смогли прийти к консенсусу по вопросу включения положений о необходимости поддержки свободного потока данных и безопасности персональной информации.  Причиной стали различия в национальных режимах экономик АТЭС, применяемых в отношении хранения, обработки и передачи персональных данных. Итоговые документы содержат достаточно общие положения по поддержке Цифровой и Интернет экономики. Тем не менее, важно отметить и тот факт, что Цифровая экономика стала одним из немногих направлений сотрудничества, где позиции США имеют конструктивный характер.

По итогам переговорного процесса 20-ти экономикам АТЭС все же удалось убедить американскую сторону в необходимости поддержки функционирующей многосторонней торговой системы и ВТО, что подтверждается соответствующими параграфами в финальных версиях лидерской декларации и министерского заявления. Кроме того, США согласились продолжить работу по линии АТЗСТ с учетом предыдущих наработок экономик, а также подтвердили намерения по достижению Богорских целей. Тем не менее часть нововведений торговой политики США были включены в итоговые документы саммита АТЭС, к ним относятся упоминание «несправедливых торговых практик» и положение по совершенствованию ВТО, что оставляет американской стороне пространство для последующего маневра. По сути, это прецедент, который может быть использован и в дальнейших переговорах, в том числе – в рамках 11-ой Министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе в декабре этого года.

Поделиться новостью: