Россия в АТЭС

ru_2012

Россия в АТЭС

Россия является членом форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) с 1998 г. Начиная с 1999 г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации.

Работа на данном направлении выстраивается на основе Концепции участия России в форуме АТЭС, одобренной Президентом Российской Федерации в ноябре 2000 г. Представители российских ведомств принимают участие в отраслевых министерских встречах (по вопросам торговли, инвестиций, финансов, энергетики, малого и среднего предпринимательства, транспорта, науки и технологий, рыболовства, сельского хозяйства и др.) и заседаниях профильных органов АТЭС.

В Деловом консультативном совете (ДКС) АТЭС Россию представляют О.В.Дерипаска (компания «Базовый элемент»), А.Л.Костин (ОАО Банк ВТБ) и К. Дмитриев (Российский Фонд Прямых Инвестиций)

Работа России в АТЭС в 2017

В 2017 г. состоялась встреча министров АТЭС по вопросам торговли и два заседания старших должностных лиц АТЭС, включая кластер сопутствующих мероприятий. Указанные встречи стали чрезвычайно плодотворными для России. В частности, экономиками АТЭС были одобрены российские инициативы по развитию удаленных регионов и сотрудничеству в области инноваций. Кроме того, представители России активно участвовали в дискуссиях по центральным для АТЭС вопросам развития цифровой экономики, формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли и содержания повестки форума после 2020 г. Сохранили свою важность и такие направления работы России в АТЭС, как развитие человеческих ресурсов и увеличение экономической активности женщин.

Удаленные регионы

Россия представила комплексную инициативу в сфере развития и интеграции удаленных территорий региона АТЭС. Инициатива продвигается в Руководящем комитете старших должностных лиц АТЭС по экономическому и техническому сотрудничеству.

До настоящего момента на площадке форума АТЭС рассматривались только отдельные аспекты развития удаленных территорий, в том числе в сфере энергетики, здравоохранения, телекоммуникаций, борьбы с последствиями стихийных бедствий и интеллектуальной собственности. Инициатива России имеет кросс-секторальный характер и направлена на обеспечение социально-экономического развития удаленных территорий в целом, их встраивание в экономику как отдельной страны, так и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Предложение получило широкую поддержку экономик: Индонезия, Китай, Таиланд, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея стали его коспонсорами. Положительные отзывы также были получены от Перу, Японии, Малайзии и Мексики.

Инновации

На заседании Политического партнерства АТЭС по науке, технологиям и инновациям (ППНТИ) Россия представила инициативы по развитию международного сотрудничества между инновационными кластерами (ко-спонсор – Китай) и сближению политики экономик АТЭС в сфере формирования новых высокотехнологичных рынков будущего (ко-спонсоры – Китай и Филиппины). Инициативы были одобрены экономиками АТЭС. Первые мероприятия по их реализации запланированы на сентябрь этого года. Инициатива по кластерному взаимодействию была отдельно отмечена представителем Делового консультативного совета АТЭС при ППНТИ как актуальная и интересная для бизнеса.

Цифровая экономика

По инициативе Специальной координационной группы по Интернет экономике в 2017 г. планируется подготовить Дорожную карту АТЭС по Цифровой и Интернет экономике, которая должна стать приложением к декларации Лидеров. В рамках мероприятий второго кластера состоялся очередной раунд дискуссий по конкретному наполнению Дорожной карты. Среди основных вопросов, рассматриваемых в документе:

  • развитие цифровой и ИКТ инфраструктуры;
  • формирование комплексного регулирования Интернет и Цифровой экономики;
  • развитие интероперабельности;
  • использование новейших технологий для инклюзивного развития;
  • меры по обеспечению принципа безопасности при использовании ИКТ технологий;
  • проблематика потоков данных;
  • формирование глоссария и методологии оценки Цифровой и Интернет экономики и.т.д.

Наиболее остро до сих пор стоит вопрос нахождения баланса между открытостью и безопасностью данных.

В соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию развитие Цифровой экономики является приоритетным направлением для России. В связи с этим и с учетом имеющихся наработок в данной области, наша страна является ключевым соавтором Дорожной карты.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Важнейшим направлением работы экономик АТЭС в области региональной экономической интеграции и торговой и инвестиционной либерализации стали вопросы нетарифных мер (НТМ) регулирования. Значительное внимание было уделено проблематике НТМ в области продовольствия. Россия заявила о своей готовности подключиться к данному направлению работы.

Также Россия заявила о своей заинтересованности продолжить работу по направлению транспарентности, которое она возглавляет с 2012 г. Работа в этой области будет включать обзор существующих проектов и инициатив АТЭС; идентификацию областей, где необходима реализация дополнительных мер по увеличению уровня транспарентности; формирование информационных ресурсов. Особое внимание будет уделено вопросам транспарентности при применении защитных мер.

Ключевым приоритетом России является подключение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессы реализации АТЗСТ. ЕАЭС, как эволюционирующий интеграционный блок с глубокими обязательствами, отвечающими высоким международным стандартам, может стать источником лучших практик и положительного опыта в области глубоких интеграционных процессов для всего региона АТЭС.

Человеческие ресурсы

В области развития человеческих ресурсов наиболее актуальными для России вопросами остаются сотрудничество в области образования и охраны труда.  В частности, на нынешнем кластере мероприятий АТЭС Россия активно участвовала в разработке плана имплементации для принятой в 2016 г. Образовательной стратегии АТЭС, которая будет определять основные направления работы АТЭС в области образования вплоть до 2030 г.

Также Россия пригласила экономики АТЭС на очередную (6-ю) Конференцию АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования. Эта конференция проходит ежегодно, начиная с 2012 г., на площадке Дальневосточного федерального университета. Темой нынешней конференции станет взаимное признание дипломов и квалификаций в регионе АТЭС.

Что касается охраны труда, на заседании Рабочей группы АТЭС по развитию человеческих ресурсов Министерство труда и социальной защиты России презентовало результаты конференции по развитию культуры профилактики в охране труда в экономиках АТЭС, прошедшей на площадке Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ) в апреле 2017 г. Ко-спонсорами мероприятия выступили Китайский Тайпей, Корея и Вьетнам.

Государственные закупки

В рамках заседаний Экономического комитета АТЭС Россия также успешно провела политический диалог по обмену лучшими практиками в области регулирования государственных закупок. Мероприятие было поддержано как председателем комитета, так и экономиками АТЭС. В диалоге приняли участие представители Австралии, Чили, Гонконга, Китая, Индонезии, Малайзии, Новой Зеландии, Папуа Новой-Гвинеи, Филиппин, России, Тайпея, Таиланда, США и Вьетнама. Россия, при участии Института госзакупок, Ассоциации электронных торговых площадок, Сбербанка-АСТ, представила экономикам АТЭС собственные наработки в области борьбы с коррупцией в госзаказе, а также электронных закупках.

Увеличение экономической активности женщин

На заседании Политического партнерства АТЭС «Женщины и экономика» Россия сделала отчет о результатах первого конкурса для женщин-предпринимателей APEC BEST AWARD, прошедшего в июне 2016 г. в г. Лима, Перу (см. доклад и видео, подготовленные по его итогам).

Кроме того, участников заседания проинформировали о ходе подготовки ко второму конкурсу BEST AWARD, который будет проведен в сентябре 2017 г. в г. Хюэ, Вьетнам. В этом году ко-спонсорами мероприятия выступают Вьетнам, Япония, Китайский Тайпэй и Чили. Организацией конкурса и отбором участников от России занимается общественная организация МСП «Опора России» совместно с Минэкономразвития.

Участие в конкурсе позволит российским предпринимательницам получить выход на новые рынки, установить деловые контакты с потенциальными бизнес-партнерами и инвесторами, ознакомиться с существующими международными практиками и моделями развития бизнеса, а также получить опыт подготовки и защиты бизнес-проектов перед потенциальными инвесторами. Проведение конкурса также ускорит процесс формирования профессиональной сети контактов женщин-предпринимателей в АТР.

Малые и средние предприятия

15-16 марта 2017 года в г. Сиднее в Австралии состоялась 44я встреча Рабочей группы АТЭС по малым и средним предприятиям (МСП) (SMEWG). На самой встрече Рабочей группы АТЭС по МСП среди прочего рассматривались результаты работы Рабочей группы по микро, малым и средним предприятиям Делового консультативного совета (ДКС), деятельность группы по Интернет экономике, Дорожная карта АТЭС по конкурентоспособности в сфере услуг. Большое внимание было уделено обсуждению Стратегического плана группы на 2017-2020 гг. Заинтересованные экономики (в том числе и Россия) обсудили Стратегию АТЭС по зелёным и устойчивым ММСП.

Повестка АТЭС после 2020г.

В свете того, что к 2020 г. АТЭС должен достичь Богорские цели и обеспечить свободу и открытость торговли и инвестиций в регионе, в настоящее время перед экономиками АТЭС стоит задача по формированию дальнейшей комплексной повестки работы форума.

В ходе дискуссий на уровне старших должностных лиц Россия отметила важность вопросов дальнейшей торговой и инвестиционной либерализации, подчеркнув при этом, что в повестке АТЭС после 2020 г. в должной мере должна быть отражена и проблематика безопасного, сбалансированного, устойчивого, инновационного и инклюзивного роста. Именно данные принципы должны стать базовыми для формирования Сообщества АТЭС.

Работа России в АТЭС в 2016 г.

Достижение «Богорских целей» форума

В 2016 году завершился второй этап подготовки обзора, посвященного достигнутым экономиками АТЭС успехам по реализации «Богорских целей» форума. В соответствии с Таблицей индикаторов достижения «Богорских целей» АТЭС, средний применяемый тариф РНБ в экономиках форума снизился с 6,6% в 2008 году до 5,6% в 2014 году, а количество товарных линий со ставками тарифов РНБ, превышающими 10%, снизилось с 16,3% до 13,8%. Наибольший прогресс в снижении количества товарных линий со ставками тарифов РНБ выше 10% был отмечен у Брунея, Малайзии и России. Тем не менее, Россия остается одним из лидеров среди экономик АТЭС (наряду с Вьетнамом и КНР) по количеству товарных линий со ставками тарифов РНБ, превышающими 10%. В соответствии с докладом России по достижению «Богорских целей» за 2016 г.:

  • средний тариф РНБ в стране был снижен до 8,4% (в 2014 г.);
  • были внедрены новые технологии в области таможенного оформления;
  • увеличилось число программ ускоренного патентного делопроизводства с другими экономиками АТЭС;
  • были внесены поправки в российское законодательство в области охраны интеллектуальной собственности.

Исследование, посвященное формированию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли

Важным результатом председательства Перу в АТЭС в 2016 г. стало завершение Коллективного стратегического исследования, посвященного оценке экономической целесообразности создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) и закрепление рекомендаций, содержащих предложения по дальнейшим мерам реализации АТЗСТ в Декларации Лимы по АТЗСТ. Россия участвовала в подготовке трех глав исследования, включая:

  • вопросы торговли и инвестиций следующего поколения (глава 3);
  • меры, влияющие на торговлю и инвестиции (глава 4);
  • текущие региональные инициативы, которые могут стать базой для формирования АТЗСТ (глава 8).

Ключевыми результатами участия российской стороны в исследовании стали:

  • включение вопросов транспарентности, электронной торговли и государственных закупок в третью главу;
  • закрепление за ЕАЭС статуса регионального интеграционного объединения как одного из источников лучших практик для формирования АТЗСТ;
  • признание необходимости налаживания сотрудничества в процессе формирования АТЗСТ с региональными экономическими блоками, такими как ЕАЭС, АСЕАН, Тихоокеанский Альянс.

Экономики АТЭС с большим вниманием отнеслись к необходимости учета интересов ЕАЭС при реализации АТЗСТ, что связано, прежде всего, с активизацией взаимодействия ЕАЭС с отдельными экономиками региона. Важно подчеркнуть, что до 2016 г. в основных документах форума были закреплены только два интеграционных блока, которые рассматривались в качестве основы для формирования АТЗСТ: Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Целесообразность учета накопленного опыта имеющихся интеграционных инициатив (в том числе, ЕАЭС) в ходе реализации АТЗСТ была включена в перечень рекомендаций по результатам коллективного стратегического исследования.

Проведение диалогов в рамках механизма по обмену информацией между РТС/ЗСТ в регионе

В 2016 году было проведено два диалога по обмену информацией между существующими и формирующимися региональными торговыми соглашениями (РТС)/зонами свободной торговли (ЗСТ) в регионе АТР. В ходе диалога с участием старших должностных лиц экономик АТЭС был сделан доклад представителя Евразийской экономической комиссии о текущей работе и последних достижениях ЕАЭС.

Поддержка многосторонней торговой системы

В 2016 г. экономиками АТЭС была подтверждена готовность оказывать содействие и поддержку многосторонней торговой системе. Ключевой задачей в данном направлении является скорейшая ратификация Соглашения по упрощению процедур торговли (СУПТ) всеми экономиками-членами АТЭС. По состоянию на январь 2017 г. 19 экономик АТЭС ратифицировали СУПТ. Россия также ратифицировала Соглашение (став 13-й экономикой АТЭС и 77-м членом ВТО, ратифицировавшим Соглашение).

Электронная экономика

США и другие развитые экономики предлагают рассматривать цифровую торговлю в качестве вопроса торговли и инвестиций следующего поколения, акцентируя внимание на анализе узкого торгового сегмента и выявлении прямых барьеров торговле. Развивающиеся экономики (в первую очередь, Китай) рассматривают данную проблематику в более широком формате Интернет-экономики, подразумевающем анализ недостаточности развития ИКТ-инфраструктуры, неполноценности регуляторной и законодательной базы и других вопросов.

В 2016 году Россия предложила концепцию «Электронной экономики» (E-Еconomy), отражающую стратегические интересы России и балансирующую между противоположными концепциями «Цифровой экономики» США и «Интернет-экономики» Китая.  С точки зрения России, спектр областей, требующих выработки экономиками АТЭС совместных решений, охватывает регулирование массивов электронных данных, в том числе вопросы защиты конфиденциальных данных, создание правовых и административных условий для расширения трансграничного экономического сотрудничества в области электронной торговли товарами и услугами, принятие мер для повышения доверия населения к электронному пространству.

Снижение тарифов на экологические товары

В 2016 году экономики отчитались о прогрессе по снижению тарифов на экологические товары. По состоянию на конец 2016 года в России были снижены пошлины до 5% и ниже на все товарные позиции из перечня, кроме одной.  Импортный тариф на оставшуюся позицию (многослойные собранные напольные панели из бамбука) был снижен до 5% (с 11%) 1 января 2017 года.

Модернизация микро-, малых и средних предприятий (ММСП)

В 2016 г. обсуждались вопросы повышения производительности и конкурентоспособности ММСП, укрепления связей между ММСП и крупными развитыми компаниями, использования опыта других стран в развитии технологических навыков ММСП. Для достижения целей модернизации ММСП Россия предложила проект по увеличению участия ММСП на рынках B2B и B2G (коспонсоры — Китай и Китайский Тайбэй). Проект направлен на содействие вовлечению ММСП в международные цепочки поставок в закупках крупных корпораций и на расширение участия ММСП в государственных закупках на национальном рынке посредством систематизации возможностей и обмена лучшими практиками. Важность проекта и дальнейшей работы по нему, в том числе для наполнения информационного портала для ММСП (APEC MSME Marketplace), была отражена в пунктах Заявления министров по вопросам ММСП 2016 г.

Особое внимание в 2016 г. уделялось проблемам ММСП под руководством женщин. По инициативе России в рамках Форума «Женщины и экономика» успешно прошел конкурс среди женщин предпринимателей — APEC BEST Awards, теперь рассматривается возможность проведения такого конкурса на ежегодной основе.

Международное образовательное сотрудничество

4-6 октября 2016 г. в Лиме в рамках совместного председательства России и Перу состоялась Шестая встреча министров образования АТЭС. По итогам мероприятия министры одобрили Образовательную стратегию АТЭС (которая определяет основные направления образовательного сотрудничества в рамках АТЭС на период до 2030 года) и Доклад о состоянии образования в экономиках АТЭС. Россия принимала активное участие в подготовке итоговых документов. В частности, одно из подготовительных мероприятий прошло на площадке 5-й Конференции АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР во Владивостоке.

Конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР, которая в 2016 году прошла во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в пятый раз, является важнейшим достижением России в работе АТЭС. Важность конференции для диалога и обмена мнениями в области образования и международного образовательного сотрудничества была подтверждена в совместном заявлении, принятом по итогам Шестой встречи министров образования АТЭС.

Развитие потенциала в области науки, технологий и инноваций (НТИ)

В 2016 году прошла четвертая встреча старших научных советников АТЭС (Chief Science Advisors Meeting), по итогам которой был подготовлен ряд рекомендаций лидерам и старшим должностным лицам экономик АТЭС. На встрече Россия выступила с предложением о создании Целевой научной группы АТЭС по стихийным бедствиям. В настоящее время ведется проработка данной инициативы.

Здравоохранение

В 2016 г. экономики АТЭС продолжили работу, направленную на реализацию дорожной карты по выполнению инициативы Healthy Asia-Pacific 2020. Россия участвовала в разработке как самой инициативы, так и дорожной карты по ее реализации, и поддержала проекты экономик АТЭС в сфере обеспечения равного доступа населения к медицинской помощи, а также в сфере профилактики и контроля инфекционных заболеваний, включая вопросы антимикробной резистентности и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза. Кроме того, в 2016 г. на площадке Labour and Social Protection Network Группы по развитию человеческих ресурсов Россия проводила самофинансируемые исследования, целью которых являлось изучение опыта экономик АТЭС по повышению пенсионного возраста и обеспечению долгосрочного государственного ухода за пожилыми людьми.

Государственные закупки

В 2016 г. Россия выступила в АТЭС с инициативой о развитии сотрудничества в области государственных закупок. Было предложено выделить направления, которые наиболее интересны и важны для экономик АТЭС и в дальнейшем организовать диалог по обмену опытом и лучшими практиками с перспективой формирования соответствующих рекомендаций. Обсуждение представленной Россией инициативы привело к формированию следующего перечня возможных линий взаимодействия:

  • использование современных электронных технологий в осуществлении закупок;
  • антикоррупционная деятельность и механизмы контроля и надзора в сфере регулирования госзаказа,
  • организация процесса закупок: выявление новых методов и процедур;
  • управление рисками на всех стадиях закупочного цикла;
  • и.т.д.

Председательство России в АТЭС

В 2012 г. Россия впервые председательствовала в АТЭС с момента своего вступления в организацию в 1998 году. Остров Русский стал местом проведения двадцатой встречи лидеров экономик АТЭС.

Принимая во внимание нестабильность мировой экономики, ключевой задачей для экономик-участниц АТЭС стала разработка предложений по сдерживанию протекционизма, продвижению по пути к реализации Богорских целей в области формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования.

Для этого в 2012 году были обозначены следующие приоритеты в работе АТЭС: либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция; укрепление продовольственной безопасности; создание надёжных транспортно-логистических цепочек; интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту.

Основные результаты председательства России в АТЭС 2012 год:

1. Содействие торговле и инвестициям, региональная экономическая интеграция

  • Прозрачность торговой среды. В 2012 году была утверждена модельная глава по транспарентности, рекомендованная для использования в соглашениях о свободной торговле между участниками АТЭС. Она была признана важным и ценным вкладом в стремление АТЭС к достижению Богорских целей и в дальнейшее продвижение процесса конвергенции — сближения друг с другом региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле;
  • Продвижение «зелёного роста». В 2012 году экономики АТЭС разработали, согласовали и приняли список экологических товаров, что стало прямым позитивным вкладом в обеспечение «зелёного роста» и реализацию целей устойчивого развития;
  • Либерализация торговли услугами. Был принят план действий АТЭС по статистике в области торговли услугами, благодаря чему появилась всеобъемлющая рамочная конструкция для работы АТЭС в направлении совершенствования процесса сбора и повышения качества собираемой статистической информации в сфере услуг в регионе;
  • Усиление стабильности инвестиционной среды и защита инвестиций. В 2012 году форум АТЭС предпринял дальнейшие шаги по укреплению механизмов предотвращения и урегулирования споров. С этой целью было разработано руководство по практической реализации таких механизмов;
  • Продвижение структурных реформ. Было достигнуто соглашение о представлении в 2013 году экспертного отчёта со среднесрочной оценкой хода реализации новой стратегии АТЭС в области структурных реформ;
  • Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости. Были согласованы конкретные шаги, которые будут предприняты для поддержания долгосрочной устойчивости финансовых систем региона при учете необходимости поддерживать восстановление экономик-участниц АТЭС;

2. Укрепление продовольственной безопасности

  • Достижение устойчивого роста в сельскохозяйственном секторе за счёт создания благоприятной среды для увеличения числа государственно-частных партнёрств в разных областях, в том числе, в области прямых иностранных инвестиций и распространения передового опыта в сфере ответственных вложений в сельское хозяйство;
  • Увеличение производительности в сельском хозяйстве за счёт внедрения инновационных сельскохозяйственных технологий, включая биотехнологии, значительное увеличение объёмов долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственные исследования, развитие исследовательских институтов и инновационных центров в экономиках-участницах АТЭС, а также налаживание взаимодействия между в рамках региональных сетей;
  • Создание и развитие продовольственных рынков и противодействие протекционизмупосредством эффективного мониторинга для повышения их транспарентности и предсказуемости, а также для смягчения волатильности цен на продовольствие, развитие инфраструктуры продовольственных рынков, улучшение работы транспортно-логистических цепочек поставок и сокращение потерь продовольствия;
  • Укрепление партнёрских отношений между государственным сектором и деловыми кругами в решении вопросов продовольственной безопасности, включая сотрудничество в рамках Партнёрства по политике в области продовольственной безопасности— первая встреча в рамках этой инициативы прошла в Казани в 2012 году;
  • Поддержка деятельности, осуществляемой Форумом по сотрудничеству в сфере продовольственной безопасности, улучшение внутренних систем контроля безопасности продуктов питания и гармонизация внутреннего регулирования в данной сфере с международными стандартами, а также укрепление потенциала мер превентивного контроля;
  • Развитие диалога и сотрудничества по улучшению доступа к продовольствию для уязвимых групп населения, обмен передовым опытом в этой области, включая передовой опыт в сфере школьного и социального питания;
  • Выработка рекомендаций по устойчивому управлению морскими экосистемами, укреплению двустороннего и многостороннего сотрудничества в области борьбы с незаконным, неучтённым и нерегулируемым выловом рыбы и связанной с этим торговлей, разработка взаимодействия и обмен информацией по незаконному рыболовству с региональными организациями, регулирующими рыболовную отрасль, и улучшение управленческой практики и развитие устойчивой аквакультуры;

3. Создание надёжных транспортно-логистических цепочек

  • Экономики-участницы форума АТЭС подтвердили свою приверженность общей для всех экономик форума цели — улучшить на 10% производительность транспортно-логистических цепочек поставок к 2015 году;
  • Чтобы создать максимально эффективную сеть транспортно-логистических цепочек, было решено продолжить обсуждение со всеми заинтересованными сторонами возможных альтернативных транспортных маршрутов в регионе. Диверсификация маршрутов способна оказать значительный экономический эффект в плане снижения транспортных расходов и транзакционных издержек, тем самым способствуя уменьшению стоимости товаров для потребителей и созданию новых рабочих мест в соответствующих отраслях;
  • Из-за уязвимости экономик перед стихийными бедствиями, природными катаклизмами и техногенными катастрофами было отмечено, что необходимо уделить приоритетное внимание превентивным мерам, включая повышение уровня готовности к чрезвычайным ситуациям, укрепление способности к быстрому восстановлению, а также наращивание научного и технического сотрудничества в этой области между экономиками-участницами АТЭС, а также между научными сообществами и представителями бизнеса. Также была подтверждена поддержка укрепления института государственно-частного партнёрства, выработки общих стандартов систем раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях для трансграничного транспорта и дальнейшего повышения степени готовности кризисных центров и уровня их эффективности при реагировании на чрезвычайные ситуации;
  • Неотложной задачей была признана дальнейшая оптимизация таможенных процедур в экономиках-участницах АТЭС;
  • Было решено продолжить обсуждение вопросов, связанных с технологическим совершенствованием транспортно-логистических цепочек с целью сделать их более «зелёными», более развитыми, более эффективными и более «умными»;

4. Интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту

  • Было создано Политическое партнёрство по науке, технологиям и инновациям — уникальная платформа для диалога, собирающая вместе все заинтересованные стороны и расширяющая роль бизнеса и научных кругов;
  • Был создан Инновационный технологический диалог АТЭСдля обсуждения вопросов, связанных с коммерческими технологиями, а также для того, чтобы делиться перспективами развития на соответствующих рынках;
  • Более глубокое сотрудничество в сфере образования и трансграничная торговля услугами в области образования между экономиками АТЭС были признаны ключевыми факторами для содействия развитию человеческого капитала и человеческих ресурсов, преодоления разрыва в уровнях развития, укрепления региональной конкурентоспособности и достижения устойчивого экономического восстановления и развития;
  • Особое внимание было уделено вопросам человеческого капитала, в том числе поддержке на достаточном уровне инвестиций в здравоохранение и популяризации здорового образа жизни;
  • Продвижение активного участия молодёжи и женщин в экономике было признано критически важным для инновационного экономического развития и повышения деловой активности в регионе АТЭС.