Россия в АТЭС

ru_2012

Россия в АТЭС

Россия является членом форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) с 1998 г. Начиная с 1999 г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации.

Работа на данном направлении выстраивается на основе Концепции участия России в форуме АТЭС, одобренной Президентом Российской Федерации в ноябре 2000 г. Представители российских ведомств принимают участие в отраслевых министерских встречах (по вопросам торговли, инвестиций, финансов, энергетики, малого и среднего предпринимательства, транспорта, науки и технологий, рыболовства, сельского хозяйства и др.) и заседаниях профильных органов АТЭС.

В Деловом консультативном совете (ДКС) АТЭС Россию представляют О.В.Дерипаска (компания «Базовый элемент»), А.Л.Костин (ОАО Банк ВТБ) и К. Дмитриев (Российский Фонд Прямых Инвестиций)

Работа России в АТЭС в 2017 г.

2017 год стал чрезвычайно плодотворным для работы России в АТЭС. Экономиками АТЭС были одобрены российские инициативы по развитию удаленных территорий и сотрудничеству в области инноваций. Кроме того, представители России активно участвовали в дискуссиях по ключевым для АТЭС вопросам развития цифровой экономики и электронной торговли, формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) и содержания повестки форума после 2020 г. Сохранили свою важность и такие направления работы России в АТЭС, как развитие человеческих ресурсов, увеличение экономической активности женщин, совершенствование конкурентной среды в области государственных закупок. Наконец, в 2017 г. финансирование АТЭС получили сразу четыре российских проекта – самый большой показатель за последние несколько лет. Среди них:

  • проект Минкомсвязи России по созданию системы мониторинга землетрясений и наводнений на основе использования Интернета вещей;
  • проект Минэкономразвития России по поддержке высокотехнологичных компаний — лидеров;
  • проект Роспатента по коммерциализации интеллектуальный собственности для МСП;
  • проект Ростуризма по перспективам устойчивого развития туризма на удаленных территориях экономик АТЭС.

Реализация проектов запланирована на 2018 г.

Инициатива России по удаленным регионам

В 2017 г. Россия представила комплексную инициативу в сфере развития и интеграции удаленных территорий региона АТЭС. До настоящего момента на площадке форума рассматривались только отдельные аспекты развития таких территорий, в том числе в сфере энергетики, здравоохранения, телекоммуникаций, борьбы с последствиями стихийных бедствий и интеллектуальной собственности. Инициатива России призвана систематизировать эту работу и в долгосрочной перспективе обеспечить социально-экономическое развитие удаленных регионов, а также их встраивание в экономику как отдельной страны, так и всего АТР. В течение года работу РФ поддержали Япония, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Австралия, США, Малайзия, Вьетнам,  Китай, а также Папуа-Новая Гвинея – председатель форума АТЭС в 2018 году — где 85% населения живет в удаленных сельских населенных пунктах.

В рамках реализации данной инициативы в августе 2017 г. во Вьетнаме прошел одноименный диалог с участием старших должностных лиц, представителей государственных учреждений и экспертного сообщества экономик АТЭС. По итогам мероприятия было принято решение подготовить в 2018 г. Основные принципы (Outlines) развития и экономической интеграции удаленных территорий в АТР. В документе планируется выработать согласованное определение понятия «удаленная территория», выделить основные проблемы таких территорий и способы их преодоления, а также обозначить возможные направления обмена информацией и сотрудничества между экономиками АТЭС. Россия планирует развивать тематику удаленных территорий на площадке АТЭС и в формате конкретных проектов. Один из таких проектов уже реализуется Роспатентом и направлен на развитие системы интеллектуальной собственности в удаленных регионах экономик АТЭС.

Цифровая экономика и электронная коммерция

По инициативе Специальной координационной группы по Интернет экономике в 2017 г. была подготовлена Дорожная карта АТЭС по Цифровой и Интернет экономике (APEC Roadmap on Internet and Digital Economy). Важность Дорожной карты была подчеркнута в Декларации министров и Декларации лидеров АТЭС 2017 г. В соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию развитие Цифровой экономики является приоритетным направлением для России. В связи с этим и с учетом имеющихся наработок в данной области, наша страна является ключевым соавтором Дорожной карты.

Среди основных вопросов, рассматриваемых в документе:

  • развитие цифровой и ИКТ инфраструктуры;
  • формирование комплексного регулирования Интернет и Цифровой экономики;
  • развитие интероперабельности;
  • использование новейших технологий для инклюзивного развития;
  • меры по обеспечению принципа безопасности при использовании ИКТ технологий;
  • проблематика потоков данных;
  • формирование глоссария и методологии оценки Цифровой и Интернет экономики и т.д.

Одним из наиболее острых вопросов в процессе согласования документа стало нахождение баланса между открытостью и безопасностью данных.

Другим важным для России направлением деятельности АТЭС в 2017 г. стала разработка Рамочных договоренностей по стимулированию электронной коммерции (APEC Cross-border E-commerce Facilitation Framework). Среди основных областей работы, перечисленных в данном документе:

  • формирование согласованной регуляторной среды в области электронной торговли в регионе с учетом интересов деловых кругов;
  • укрепление потенциала ММСП в целях расширения их участия в трансграничной электронной торговле;
  • усиление защиты конфиденциальных данных;
  • упрощение безбумажной торговли в регионе;
  • рассмотрение межсекторальных вопросов в области трансграничной электронной коммерции.

Документ стал одним из приложений к Декларации министров АТЭС 2017 г.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Ключевым приоритетом России в рамках повестки АТЭС по АТЗСТ является подключение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессы реализации АТЗСТ. ЕАЭС, как эволюционирующий интеграционный блок с глубокими обязательствами, отвечающими высоким международным стандартам, может стать источником лучших практик и положительного опыта в области глубоких интеграционных процессов для всего региона АТЭС.

В рамках данной работы в августе 2017 г. российские представители приняли участие в диалоге старших должностных лиц по РТС/ЗСТ. Во время диалога был представлен ежегодный доклад исследовательского подразделения АТЭС (APEC Policy Support Unit, PSU) по последним трендам и нововведениям в регуляторных положениях торговых соглашений. В рамках доклада рассматривалось 4 соглашения о свободной торговле, вступивших в силу в 2016 г., среди которых было представлено соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. В частности, специалистами PSU были отмечены наиболее прогрессивные элементы соглашения в части регулирования таможенных процедур, электронной коммерции, государственных закупок и инвестиций. Российская сторона также предложила рассмотреть, как данные вопросы регулируются непосредственно в рамках ЕАЭС.

В рамках реализации одобренной в 2016 г. Лимской декларации об АТЗСТ Россия заявила о своей заинтересованности продолжить работу по направлению транспарентности, которое она возглавляет с 2012 г. Работа в этой области будет включать обзор существующих проектов и инициатив АТЭС; идентификацию областей, где необходима реализация дополнительных мер по увеличению уровня транспарентности; формирование информационных ресурсов. Особое внимание будет уделено вопросам транспарентности при применении защитных мер.

Инновации

В 2017 г. Россия представила две инициативы в области инновационного развития. Первая из них направлена на развитие сотрудничества между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС. Среди основных ее составляющих — создание интерактивной платформы для развития межкластерной кооперации — платформы кластеров АТЭС (APEC cluster collaboration platform «PEC — Platform for the Economies’ Clusters»), целью которой станет информирование заинтересованных лиц об имеющихся возможностях кластерного взаимодействия, обмен опытом и лучшими практиками в сфере поддержки кластеров.

Вторая инициатива ставит своей целью достижение большей согласованности между политикой экономик АТЭС в сфере формирования новых технологических рынков будущего. Ожидается, что реализация инициативы позволит оптимизировать трансфер конвергентных технологий, защиту интеллектуальной собственности, обеспечить большую совместимость существующих национальных инструментов регулирования новых технологических рынков и в целом активизировать продвижение технологий на новые рынки. Планируется, что в начале 2018 г. в России пройдет первый семинар в рамках реализации данных инициатив.

Развитие человеческих ресурсов

В области развития человеческих ресурсов наиболее актуальными для России вопросами остаются сотрудничество в области образования и охраны труда.

В сентябре 2017 г. на площадке ДВФУ прошла уже шестая Конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР. Темой конференции стало взаимное признание дипломов и квалификаций. В мероприятии приняли участие более 100 делегатов, в том числе 48 иностранных экспертов из 12 экономик АТЭС; руководители международных организаций, занимающихся вопросами образования в АТР; ректоры ведущих ВУЗов региона; представители профильных рабочих органов АТЭС. Ключевыми спикерами стали министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, замминистра образования, культуры и спорта Японии Синдзиро Комацу, губернатор Калифорнии Эдвард Браун. Помимо организации Конференции, в 2017 г. Россия также активно участвовала в подготовке Плана действий для Образовательной стратегии АТЭС, одобренной в 2016 г. по итогам шестой встречи министров образования экономик АТЭС.

Что касается охраны труда, в апреле 2017 г. на площадке Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ) была организована конференция по развитию культуры профилактики в охране труда в экономиках АТЭС. Ко-спонсорами мероприятия выступили Тайвань, Южная Корея и Вьетнам.

В настоящее время Россия и Папуа-Новая Гвинея (ПНГ) прорабатывают возможность организации в рамках ВНОТ 2018 г. одного из подготовительных мероприятий для 7-й Встречи министров АТЭС, ответственных за развитие человеческих ресурсов. Встреча должна пройти в сентябре 2018 г. в столице ПНГ г. Порт-Морсби.

Женское предпринимательство

В сентябре 2017 г. на полях форума «Женщины и экономика» Россией был организован второй конкурс APEC BEST Awards. Конкурсантки из 11 экономик АТЭС (России, Вьетнама, Японии, Таиланда, Тайваня, Индонезии, Филиппин, Южной Кореи, Мексики, Китая и Чили) соревновались в 7 номинациях. В общей сложности мероприятие собрало около 150 человек, среди которых были представители государственных органов по делам женщин и МСП, деловых кругов, инвесторов и менторов из экономик АТЭС. Конкурс вошел в заявление министров экономик АТЭС по итогам 2017 года. В следующем году APEC BEST Awards планируется провести в третий раз при поддержке экономики-председателя АТЭС 2018 г. Папуа-Новой Гвинеи.

Участие в конкурсе позволит российским предпринимательницам получить выход на новые рынки, установить деловые контакты с потенциальными бизнес-партнерами и инвесторами, ознакомиться с существующими международными практиками и моделями развития бизнеса, а также получить опыт подготовки и защиты бизнес-проектов перед потенциальными инвесторами.

Экономические реформы

В 2016 г. Россия выдвинула инициативу по совершенствованию конкурентной среды в области госзакупок в экономиках АТЭС. Цель инициативы — выявление наиболее интересных и перспективных областей для сотрудничества в рамках АТЭС в указанной сфере, а также определение формата такого взаимодействия.

В рамках реализации данной инициативы в феврале 2017 года в г. Нячанге (Вьетнам) состоялся Политический диалог по вопросам государственных закупок. Участники мероприятия обсудили различные аспекты развития института госзакупок: методы, процедуры, управление рисками, применение электронных технологий в госзакупках. В настоящее время Россия прорабатывает возможность подготовки конкретных проектных предложений по итогам диалога. Отметим, что в поддержку российской инициативы в июле 2016 г. РЦИА выпустил специальный номер Вестника АТЭС, посвященный вопросу регулирования государственных закупок в экономиках АТЭС.

Кроме того, в августе 2017 г. на заседании Экономического комитета (ЭК) АТЭС Россия выступила с предложением об организации диалога по предоставлению электронных государственных услуг. Российская инициатива была поддержана Тайванем и Вьетнамом. Предполагается, что диалог пройдет в рамках первой встречи ЭК в 2018 г.

Также в рамках ЭК АТЭС Россия выступает коспонсором работы Гонконга и других экономик по созданию онлайн-платформы для разрешения B2B споров для МСП. Россия разделяет мнение членов АТЭС о том, что данная платформа может значительно сократить издержки ведения бизнеса для МСП. Вместе с тем российская сторона отмечает важность мер, направленных на обеспечение технологической нейтральности при выборе действующей платформы для пилотного проекта, а в части правоприменения подчеркивает необходимость использования действующих международных нормативно-правовых актов.

АТЭС 2020

В 2020 г. истекает срок действия Богорских целей, определявших приоритеты работы форума АТЭС, начиная с 1994 г. В связи с этим в настоящее время перед экономиками АТЭС стоит задача сформировать дальнейшую комплексную повестку работы форума. Подготовить эту повестку предстоит созданной в этом году APEC Vision Group.

Что касается конкретного наполнения повестки АТЭС после 2020 г., Россия разделяет мнение экономик АТЭС о важности дальнейшего обсуждения вопросов торговой и инвестиционной либерализации. При этом наша страна полагает, что в повестке АТЭС после 2020 г. в должной мере должна быть отражена и проблематика безопасного, сбалансированного, устойчивого, инновационного и инклюзивного роста. Именно данные принципы должны стать базовыми для формирования Сообщества АТЭС.

Другим важным для России вопросом, связанным с дальнейшей работой АТЭС, является привлечение в АТЭС новых наблюдателей, включая ЕАЭС, а также расширение состава участников АТЭС за счет привлечения экономик АТР, еще не присоединившихся к форуму. По мнению России, АТЭС не должен создавать искусственные барьеры, изолирующие его от окружающего мира. Как мы уже упоминали ранее, Россия считает целесообразным рассмотреть возможность привлечения в АТЭС новых наблюдателей, включая организации: а) разделяющие основные цели и принципы работы АТЭС; б) находящиеся на территории или соседствующие с регионом АТР; в) имеющие в составе своих членов экономики АТЭС.

Работа России в АТЭС в 2016 г.

Достижение «Богорских целей» форума

В 2016 году завершился второй этап подготовки обзора, посвященного достигнутым экономиками АТЭС успехам по реализации «Богорских целей» форума. В соответствии с Таблицей индикаторов достижения «Богорских целей» АТЭС, средний применяемый тариф РНБ в экономиках форума снизился с 6,6% в 2008 году до 5,6% в 2014 году, а количество товарных линий со ставками тарифов РНБ, превышающими 10%, снизилось с 16,3% до 13,8%. Наибольший прогресс в снижении количества товарных линий со ставками тарифов РНБ выше 10% был отмечен у Брунея, Малайзии и России. Тем не менее, Россия остается одним из лидеров среди экономик АТЭС (наряду с Вьетнамом и КНР) по количеству товарных линий со ставками тарифов РНБ, превышающими 10%. В соответствии с докладом России по достижению «Богорских целей» за 2016 г.:

  • средний тариф РНБ в стране был снижен до 8,4% (в 2014 г.);
  • были внедрены новые технологии в области таможенного оформления;
  • увеличилось число программ ускоренного патентного делопроизводства с другими экономиками АТЭС;
  • были внесены поправки в российское законодательство в области охраны интеллектуальной собственности.

Исследование, посвященное формированию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли

Важным результатом председательства Перу в АТЭС в 2016 г. стало завершение Коллективного стратегического исследования, посвященного оценке экономической целесообразности создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) и закрепление рекомендаций, содержащих предложения по дальнейшим мерам реализации АТЗСТ в Декларации Лимы по АТЗСТ. Россия участвовала в подготовке трех глав исследования, включая:

  • вопросы торговли и инвестиций следующего поколения (глава 3);
  • меры, влияющие на торговлю и инвестиции (глава 4);
  • текущие региональные инициативы, которые могут стать базой для формирования АТЗСТ (глава 8).

Ключевыми результатами участия российской стороны в исследовании стали:

  • включение вопросов транспарентности, электронной торговли и государственных закупок в третью главу;
  • закрепление за ЕАЭС статуса регионального интеграционного объединения как одного из источников лучших практик для формирования АТЗСТ;
  • признание необходимости налаживания сотрудничества в процессе формирования АТЗСТ с региональными экономическими блоками, такими как ЕАЭС, АСЕАН, Тихоокеанский Альянс.

Экономики АТЭС с большим вниманием отнеслись к необходимости учета интересов ЕАЭС при реализации АТЗСТ, что связано, прежде всего, с активизацией взаимодействия ЕАЭС с отдельными экономиками региона. Важно подчеркнуть, что до 2016 г. в основных документах форума были закреплены только два интеграционных блока, которые рассматривались в качестве основы для формирования АТЗСТ: Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Целесообразность учета накопленного опыта имеющихся интеграционных инициатив (в том числе, ЕАЭС) в ходе реализации АТЗСТ была включена в перечень рекомендаций по результатам коллективного стратегического исследования.

Проведение диалогов в рамках механизма по обмену информацией между РТС/ЗСТ в регионе

В 2016 году было проведено два диалога по обмену информацией между существующими и формирующимися региональными торговыми соглашениями (РТС)/зонами свободной торговли (ЗСТ) в регионе АТР. В ходе диалога с участием старших должностных лиц экономик АТЭС был сделан доклад представителя Евразийской экономической комиссии о текущей работе и последних достижениях ЕАЭС.

Поддержка многосторонней торговой системы

В 2016 г. экономиками АТЭС была подтверждена готовность оказывать содействие и поддержку многосторонней торговой системе. Ключевой задачей в данном направлении является скорейшая ратификация Соглашения по упрощению процедур торговли (СУПТ) всеми экономиками-членами АТЭС. По состоянию на январь 2017 г. 19 экономик АТЭС ратифицировали СУПТ. Россия также ратифицировала Соглашение (став 13-й экономикой АТЭС и 77-м членом ВТО, ратифицировавшим Соглашение).

Электронная экономика

США и другие развитые экономики предлагают рассматривать цифровую торговлю в качестве вопроса торговли и инвестиций следующего поколения, акцентируя внимание на анализе узкого торгового сегмента и выявлении прямых барьеров торговле. Развивающиеся экономики (в первую очередь, Китай) рассматривают данную проблематику в более широком формате Интернет-экономики, подразумевающем анализ недостаточности развития ИКТ-инфраструктуры, неполноценности регуляторной и законодательной базы и других вопросов.

В 2016 году Россия предложила концепцию «Электронной экономики» (E-Еconomy), отражающую стратегические интересы России и балансирующую между противоположными концепциями «Цифровой экономики» США и «Интернет-экономики» Китая.  С точки зрения России, спектр областей, требующих выработки экономиками АТЭС совместных решений, охватывает регулирование массивов электронных данных, в том числе вопросы защиты конфиденциальных данных, создание правовых и административных условий для расширения трансграничного экономического сотрудничества в области электронной торговли товарами и услугами, принятие мер для повышения доверия населения к электронному пространству.

Снижение тарифов на экологические товары

В 2016 году экономики отчитались о прогрессе по снижению тарифов на экологические товары. По состоянию на конец 2016 года в России были снижены пошлины до 5% и ниже на все товарные позиции из перечня, кроме одной.  Импортный тариф на оставшуюся позицию (многослойные собранные напольные панели из бамбука) был снижен до 5% (с 11%) 1 января 2017 года.

Модернизация микро-, малых и средних предприятий (ММСП)

В 2016 г. обсуждались вопросы повышения производительности и конкурентоспособности ММСП, укрепления связей между ММСП и крупными развитыми компаниями, использования опыта других стран в развитии технологических навыков ММСП. Для достижения целей модернизации ММСП Россия предложила проект по увеличению участия ММСП на рынках B2B и B2G (коспонсоры — Китай и Китайский Тайбэй). Проект направлен на содействие вовлечению ММСП в международные цепочки поставок в закупках крупных корпораций и на расширение участия ММСП в государственных закупках на национальном рынке посредством систематизации возможностей и обмена лучшими практиками. Важность проекта и дальнейшей работы по нему, в том числе для наполнения информационного портала для ММСП (APEC MSME Marketplace), была отражена в пунктах Заявления министров по вопросам ММСП 2016 г.

Особое внимание в 2016 г. уделялось проблемам ММСП под руководством женщин. По инициативе России в рамках Форума «Женщины и экономика» успешно прошел конкурс среди женщин предпринимателей — APEC BEST Awards, теперь рассматривается возможность проведения такого конкурса на ежегодной основе.

Международное образовательное сотрудничество

4-6 октября 2016 г. в Лиме в рамках совместного председательства России и Перу состоялась Шестая встреча министров образования АТЭС. По итогам мероприятия министры одобрили Образовательную стратегию АТЭС (которая определяет основные направления образовательного сотрудничества в рамках АТЭС на период до 2030 года) и Доклад о состоянии образования в экономиках АТЭС. Россия принимала активное участие в подготовке итоговых документов. В частности, одно из подготовительных мероприятий прошло на площадке 5-й Конференции АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР во Владивостоке.

Конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР, которая в 2016 году прошла во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в пятый раз, является важнейшим достижением России в работе АТЭС. Важность конференции для диалога и обмена мнениями в области образования и международного образовательного сотрудничества была подтверждена в совместном заявлении, принятом по итогам Шестой встречи министров образования АТЭС.

Развитие потенциала в области науки, технологий и инноваций (НТИ)

В 2016 году прошла четвертая встреча старших научных советников АТЭС (Chief Science Advisors Meeting), по итогам которой был подготовлен ряд рекомендаций лидерам и старшим должностным лицам экономик АТЭС. На встрече Россия выступила с предложением о создании Целевой научной группы АТЭС по стихийным бедствиям. В настоящее время ведется проработка данной инициативы.

Здравоохранение

В 2016 г. экономики АТЭС продолжили работу, направленную на реализацию дорожной карты по выполнению инициативы Healthy Asia-Pacific 2020. Россия участвовала в разработке как самой инициативы, так и дорожной карты по ее реализации, и поддержала проекты экономик АТЭС в сфере обеспечения равного доступа населения к медицинской помощи, а также в сфере профилактики и контроля инфекционных заболеваний, включая вопросы антимикробной резистентности и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза. Кроме того, в 2016 г. на площадке Labour and Social Protection Network Группы по развитию человеческих ресурсов Россия проводила самофинансируемые исследования, целью которых являлось изучение опыта экономик АТЭС по повышению пенсионного возраста и обеспечению долгосрочного государственного ухода за пожилыми людьми.

Государственные закупки

В 2016 г. Россия выступила в АТЭС с инициативой о развитии сотрудничества в области государственных закупок. Было предложено выделить направления, которые наиболее интересны и важны для экономик АТЭС и в дальнейшем организовать диалог по обмену опытом и лучшими практиками с перспективой формирования соответствующих рекомендаций. Обсуждение представленной Россией инициативы привело к формированию следующего перечня возможных линий взаимодействия:

  • использование современных электронных технологий в осуществлении закупок;
  • антикоррупционная деятельность и механизмы контроля и надзора в сфере регулирования госзаказа,
  • организация процесса закупок: выявление новых методов и процедур;
  • управление рисками на всех стадиях закупочного цикла;
  • и.т.д.

Председательство России в АТЭС

В 2012 г. Россия впервые председательствовала в АТЭС с момента своего вступления в организацию в 1998 году. Остров Русский стал местом проведения двадцатой встречи лидеров экономик АТЭС.

Принимая во внимание нестабильность мировой экономики, ключевой задачей для экономик-участниц АТЭС стала разработка предложений по сдерживанию протекционизма, продвижению по пути к реализации Богорских целей в области формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования.

Для этого в 2012 году были обозначены следующие приоритеты в работе АТЭС: либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция; укрепление продовольственной безопасности; создание надёжных транспортно-логистических цепочек; интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту.

Основные результаты председательства России в АТЭС 2012 год:

1. Содействие торговле и инвестициям, региональная экономическая интеграция

  • Прозрачность торговой среды. В 2012 году была утверждена модельная глава по транспарентности, рекомендованная для использования в соглашениях о свободной торговле между участниками АТЭС. Она была признана важным и ценным вкладом в стремление АТЭС к достижению Богорских целей и в дальнейшее продвижение процесса конвергенции — сближения друг с другом региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле;
  • Продвижение «зелёного роста». В 2012 году экономики АТЭС разработали, согласовали и приняли список экологических товаров, что стало прямым позитивным вкладом в обеспечение «зелёного роста» и реализацию целей устойчивого развития;
  • Либерализация торговли услугами. Был принят план действий АТЭС по статистике в области торговли услугами, благодаря чему появилась всеобъемлющая рамочная конструкция для работы АТЭС в направлении совершенствования процесса сбора и повышения качества собираемой статистической информации в сфере услуг в регионе;
  • Усиление стабильности инвестиционной среды и защита инвестиций. В 2012 году форум АТЭС предпринял дальнейшие шаги по укреплению механизмов предотвращения и урегулирования споров. С этой целью было разработано руководство по практической реализации таких механизмов;
  • Продвижение структурных реформ. Было достигнуто соглашение о представлении в 2013 году экспертного отчёта со среднесрочной оценкой хода реализации новой стратегии АТЭС в области структурных реформ;
  • Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости. Были согласованы конкретные шаги, которые будут предприняты для поддержания долгосрочной устойчивости финансовых систем региона при учете необходимости поддерживать восстановление экономик-участниц АТЭС;

2. Укрепление продовольственной безопасности

  • Достижение устойчивого роста в сельскохозяйственном секторе за счёт создания благоприятной среды для увеличения числа государственно-частных партнёрств в разных областях, в том числе, в области прямых иностранных инвестиций и распространения передового опыта в сфере ответственных вложений в сельское хозяйство;
  • Увеличение производительности в сельском хозяйстве за счёт внедрения инновационных сельскохозяйственных технологий, включая биотехнологии, значительное увеличение объёмов долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственные исследования, развитие исследовательских институтов и инновационных центров в экономиках-участницах АТЭС, а также налаживание взаимодействия между в рамках региональных сетей;
  • Создание и развитие продовольственных рынков и противодействие протекционизмупосредством эффективного мониторинга для повышения их транспарентности и предсказуемости, а также для смягчения волатильности цен на продовольствие, развитие инфраструктуры продовольственных рынков, улучшение работы транспортно-логистических цепочек поставок и сокращение потерь продовольствия;
  • Укрепление партнёрских отношений между государственным сектором и деловыми кругами в решении вопросов продовольственной безопасности, включая сотрудничество в рамках Партнёрства по политике в области продовольственной безопасности— первая встреча в рамках этой инициативы прошла в Казани в 2012 году;
  • Поддержка деятельности, осуществляемой Форумом по сотрудничеству в сфере продовольственной безопасности, улучшение внутренних систем контроля безопасности продуктов питания и гармонизация внутреннего регулирования в данной сфере с международными стандартами, а также укрепление потенциала мер превентивного контроля;
  • Развитие диалога и сотрудничества по улучшению доступа к продовольствию для уязвимых групп населения, обмен передовым опытом в этой области, включая передовой опыт в сфере школьного и социального питания;
  • Выработка рекомендаций по устойчивому управлению морскими экосистемами, укреплению двустороннего и многостороннего сотрудничества в области борьбы с незаконным, неучтённым и нерегулируемым выловом рыбы и связанной с этим торговлей, разработка взаимодействия и обмен информацией по незаконному рыболовству с региональными организациями, регулирующими рыболовную отрасль, и улучшение управленческой практики и развитие устойчивой аквакультуры;

3. Создание надёжных транспортно-логистических цепочек

  • Экономики-участницы форума АТЭС подтвердили свою приверженность общей для всех экономик форума цели — улучшить на 10% производительность транспортно-логистических цепочек поставок к 2015 году;
  • Чтобы создать максимально эффективную сеть транспортно-логистических цепочек, было решено продолжить обсуждение со всеми заинтересованными сторонами возможных альтернативных транспортных маршрутов в регионе. Диверсификация маршрутов способна оказать значительный экономический эффект в плане снижения транспортных расходов и транзакционных издержек, тем самым способствуя уменьшению стоимости товаров для потребителей и созданию новых рабочих мест в соответствующих отраслях;
  • Из-за уязвимости экономик перед стихийными бедствиями, природными катаклизмами и техногенными катастрофами было отмечено, что необходимо уделить приоритетное внимание превентивным мерам, включая повышение уровня готовности к чрезвычайным ситуациям, укрепление способности к быстрому восстановлению, а также наращивание научного и технического сотрудничества в этой области между экономиками-участницами АТЭС, а также между научными сообществами и представителями бизнеса. Также была подтверждена поддержка укрепления института государственно-частного партнёрства, выработки общих стандартов систем раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях для трансграничного транспорта и дальнейшего повышения степени готовности кризисных центров и уровня их эффективности при реагировании на чрезвычайные ситуации;
  • Неотложной задачей была признана дальнейшая оптимизация таможенных процедур в экономиках-участницах АТЭС;
  • Было решено продолжить обсуждение вопросов, связанных с технологическим совершенствованием транспортно-логистических цепочек с целью сделать их более «зелёными», более развитыми, более эффективными и более «умными»;

4. Интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту

  • Было создано Политическое партнёрство по науке, технологиям и инновациям — уникальная платформа для диалога, собирающая вместе все заинтересованные стороны и расширяющая роль бизнеса и научных кругов;
  • Был создан Инновационный технологический диалог АТЭСдля обсуждения вопросов, связанных с коммерческими технологиями, а также для того, чтобы делиться перспективами развития на соответствующих рынках;
  • Более глубокое сотрудничество в сфере образования и трансграничная торговля услугами в области образования между экономиками АТЭС были признаны ключевыми факторами для содействия развитию человеческого капитала и человеческих ресурсов, преодоления разрыва в уровнях развития, укрепления региональной конкурентоспособности и достижения устойчивого экономического восстановления и развития;
  • Особое внимание было уделено вопросам человеческого капитала, в том числе поддержке на достаточном уровне инвестиций в здравоохранение и популяризации здорового образа жизни;
  • Продвижение активного участия молодёжи и женщин в экономике было признано критически важным для инновационного экономического развития и повышения деловой активности в регионе АТЭС.