Отчет о результатах третьего кластера встреч старших должностных лиц экономик АТЭС в 2018 году

Отчет о результатах третьего кластера встреч старших должностных лиц экономик АТЭС в 2018 годуЦифровая экономика

В рамках третьего кластера встреч старших должностных лиц (СДЛ3) был проведен ряд мероприятий по вопросам цифровой экономики, включая развитие рынка телекоммуникационных услуг, структурные реформы в эпоху цифровизации. Помимо этого, были проведены консультации по вопросам имплементации Дорожной карты АТЭС по цифровой и Интернет-экономики.

Россия представила доклад на 11-й конференции ЕС по надлежащим регуляторным практикам в цифровую эпоху, информировав участников собрания о статусе реализации Федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2017-2024 год, положительно принятый аудиторией. В рамках Диалога ЕС по разрешению споров онлайн был представлен доклад «Цифровое правосудие: мировой опыт и состояние в России», подготовленный   Научно-методическим центром медиации и права. Презентация вызвала интерес со стороны зарубежных партнеров и заложила основы для будущего сотрудничества России и экономик АТЭС по вопросу разрешения споров онлайн.

В ходе мероприятий, посвященных развитию цифровой экономики Россия активно обсуждала текущие тренды в развитии цифровой экономики в регионе, подчеркивая приоритет цифровизации всех сфер жизни общества над вопросами либерализации цифровых рынков, необходимость проведения измерения цифровой экономики, а также необходимости структурных реформ для преодоления цифрового неравенства (особенно, между городскими, сельскими и удаленными территориями), развития инноваций, повышения уровня жизни всех групп населения.

Цифровая торговля и электронная коммерция

Россия выступила с докладом на Диалоге Комитета по торговле и инвестициям (КТИ) на тему: «Электронная коммерция с точки зрения международных площадок и АТЭС». Было отмечено, что АТЭС должен следовать решениям ВТО и укреплять международное сотрудничество с профильными международными организациями, такими как МСЭ, ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, СЕФАКТ ООН и другими международными и региональными площадками. Россия выступила за разделение технических, правовых и торговых вопросов в формировании цифровой повестки.  С точки зрения развития торговой повестки цифровой экономики, Россия подчеркнула необходимость реализации первоочередной задачи по выстраиванию благоприятной среды, а уже затем — снижению барьеров в торговле и инвестиционном сотрудничестве, учитывая чувствительность некоторых вопросов (в частности, вопросов передачи данных, а также требований по локализации, цензуре и регулированию Интернета). Россия предложила сосредоточить работу АТЭС в области электронной коммерции по следующим ключевым блокам: безбумажная торговля, транспарентность, участие малого и среднего предпринимательства в электронной коммерции, защита прав интеллектуальной собственности, защита прав потребителей, передовые технологии в электронной коммерции, электронная коммерция в региональных торговых соглашениях. В ходе обсуждения докладов, Россия подчеркнула важность развития ядерной медицины, выразила сомнения в положительном влиянии Системы по защите конфиденциальности персональных данных в АТЭС (CBPRs) и подчеркнула важность развития сотрудничества между индустриальными кластерами в АТЭС.

В рамках обсуждений в ходе Диалога государственного и частного сектора по услугам в сфере электронной коммерции, Россия призвала участников придерживаться сбалансированного подхода и учитывать не только возможные финансовые и организационные затраты компаний на соответствие законодательству в области защиты персональных данных в АТЭС, но и риски экономик, а также ответственность правительства в обеспечении защиты персональных граждан в современной онлайн-среде, уровень безопасности и доверия которой далек от идеального на данном этапе. Россия также призвала членов АТЭС обратить внимание на разницу в условиях развития различных экономик, отметив необходимость проведения более глубоких исследований по вопросам обеспечения защиты персональных данных в регионе.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

В ходе заседания Комитета по торговле и инвестициям Россия представила обновленную версию инициативы по Усилению транспарентности в торговой политике в привязке к Лимской декларации по АТЗСТ. Суть инициативы заключается в проведении анализа проделанной на данный момент работы АТЭС в области транспарентности, выделении наименее охваченных аспектов рассматриваемого вопроса и их дальнейшей проработки в формате проектов/диалогов. Инициатива была одобрена большинством экономик, включая США, со стороны которых поступали наиболее сложные для отработки замечания. Китай и Гонконг высказались в поддержку российской инициативы, отметив ее роль в структуризации будущей работы АТЭС в области транспарентности. Несмотря на формальное окончание сроков подачи комментариев еще 3 августа, представители Филиппин и Таиланда обратились с просьбой рассмотреть их пожелания к документу. По итогам неформальных обсуждений было заключено, что комментарии Филиппин и Таиланда не повлияют существенным образом на текущий вид инициативы и смогут быть отработаны до начала Заключительной встречи старших должностных лиц в ноябре, что позволит в скором времени начать работу по инициативе.

Впервые от российской делегации был представлен Рабочий план по регулированию в области окружающей среды в соглашениях о создании зоны свободной торговли (далее – ЗСТ) и региональных торговых соглашениях (далее – РТС). Инициатива предполагает проведение исследования с целью изучения и выявления различий в экологических положениям, используемых экономиками в РТС и ЗСТ. Вероятным итогом работы может стать документ с собранием лучших практик регулирования в области окружающей среды в торговых соглашениях. Несмотря на первое представление Рабочего плана, большая часть экономик положительно отреагировали на предложение Российской Федерации и выразили поддержку. В частности, к ним относятся США, Перу, Мексика, Новая Зеландия, Канада и Китай.

Доступ на рынок услуг

В период 10-11 августа состоялись переговоры по формированию Принципов национального регулирования услуг АТЭС. Текущий документ учитывает как работу, ведущуюся на площадке ВТО, так и обязательства, взятые Россией в рамках членства в ЕАЭС. В частности, корректировке подверглись положения по применению международных стандартов, признанию квалификаций рабочих. Российская сторона также дополнила документ отсылкой к положениям Генерального соглашения по торговле услугами (далее — ГАТС) ВТО  и внесла уточнение в сферу применения документа. В настоящее время документ проходит стадию межсессионного согласования.

Формирование долгосрочного видения АТЭС после 2020 г.

В период с 15 по 17 августа прошла вторая встреча Группы экспертов высокого уровня по формированию долгосрочного видения (AVG), которая включала в себя Диалог заинтересованных сторон по вопросам долгосрочного видения развития АТЭС на перспективу до 2020 года и далее, а также двухдневные консультации членов AVG по плану работ и структуре итогового доклада. Представителем России в AVG является директор Центра стратегических разработок и научный руководитель Российского центра исследований АТЭС, П.А. Кадочников. Ключевые наблюдения по итогам обсуждений структуры будущего доклада:

 

  • Развитие торговли и инвестиций должно и дальше быть одним из основных драйверов региона АТЭС, однако, необходимо будет оценить перспективы глобализации и решить задачу по укреплению многосторонней торговой системы.
  • В отличие от Богорских целей 1994 года, которые в качестве главной задачи ставили устранение барьеров в торговле и инвестициях, сложилось общее мнение, что готовящееся видение должно быть ориентировано на граждан, на нужды каждого человека, обеспечить включенность граждан в процессы развития региона, человеческий капитал должен занимать центральную роль в будущем докладе.
  • Одним из наиболее актуальных вызовов и направлений работы АТЭС должна стать цифровая экономика, как основа для технологических изменений и вызовов, включающая как перспективные вопросы регулирования, так и вопросы преодоления цифрового разрыва, вопросы безопасности.
  • В качестве возможных блоков доклада экономики также отметили: вопросы устойчивого развития и безопасности, экономическую политику, взаимосвязанность, развитие технической кооперации и мероприятия по наращиванию потенциала.

 

До конца августа 2018 г. будет сформирован черновик общей структуры доклада с учетом состоявшихся обсуждений.

Встреча высокого уровня по здравоохранению и экономике

Россия приняла участие во Встрече Высокого уровня АТЭС по здравоохранению и экономике, где представила доклады о особенностях российской системы здравоохранения и многолетний опыт реализации основных принципов первичного здравоохранения, заложенных еще в начале 20 века. Все экономики АТЭС признали роль развития первичного здравоохранения, особый импульс которому придала Алма-Атинская декларация. Они подчеркнули, что в целях укрепления и улучшения здоровья населения региона АТЭС необходимо продолжение дальнейшего развития первичного звена здравоохранения, а также сопряжение его с задачами общественного здравоохранения, в частности с борьбой с факторами риска инфекционных и неинфекционных заболеваний. Экономики отметили, что основным инструментом в решении данного вопроса является взаимный обмен опытом и наилучшими практиками, а также самостоятельная и совместная работа при лидирующей роли ВОЗ.

Инициатива России по развитию и интеграции удаленных регионов

Продолжается реализация комплексной российской инициативы по развитию и интеграции удаленных регионов, запущенной в 2017 году.

В 2018 году Отдел стратегического планирования АТЭС (PSU) провел исследование, посвященное определению термина «удаленные территории» в экономиках АТЭС, выявлению основных проблем и возможностей в развитии и интеграции удаленных территорий в АТР, а также изучению работы международных организаций в данной сфере. Результаты исследования были представлены PSU на заседании Экономического и технического комитета. Исследование PSU будет финализировано и опубликовано осенью 2018 года.

 

В 2018 году 14 экономик АТЭС приняли участие в заполнении российского опросника по развитию и интеграции удаленных территорий (Questionnaire on Remote Areas Development and Integration), что помогло получить более полное представление о существующих в экономиках АТЭС подходах и лучших практиках по развитию удаленных территорий. Анализ результатов опросника позволил России внести содержательные предложения в исследование PSU по развитию и интеграции удаленных территорий в регионе АТЭС, и отчет PSU по экономической политике за 2018 год, посвященный структурным реформам для развития инфраструктуры; а также выявить перспективные направления для продолжения работы по развитию удаленных территорий в АТЭС. В частности, на заседании Экономического комитета РФ была сделана презентация о роли структурных реформ в развитии удаленных территорий в цифровую эпоху. Кроме того, российская инициатива была отражена в итоговом документе по результатам участия в круглых столах для определения приоритетов дальнейшей работы Экономического комитета по структурным реформам.

Также в ближайшее время Россия планирует провести «Частно-государственный диалог по развитию удаленных территорий в цифровую эпоху». Соответствующий самофинансируемый проект был одобрен экономиками АТЭС в июле 2018 года. Коспонсорами выступили Таиланд, Чили и Индонезия.

В поддержку российской инициативы в 2018 году Роспатентом и Ростуризмом реализуются проекты по развитию системы интеллектуальной собственности (самофинансируемый проект) и изучению потенциала развития туризма в удаленных регионах экономик АТЭС (финансируется АТЭС).

Россия рассказала о результатах и дальнейших планах работы над инициативой на заседании Экономического и технического комитета. В поддержку и за продолжение работы высказались 9 экономик АТЭС (Чили, Филиппины, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея (коспонсор), Индонезия, Япония, Китайский Тайбэй, Малайзия, Австралия).

 

Австралия предложила создать подфонд для поддержки проектов по экономическому развитию удаленных территорий. Соответствующие документы (включая руководство и критерии отбора проектов для фонда) будут дорабатываться с учетом предложений экономик.

Российские инициативы в области инновационного развития

В области инновационного развития Россия продолжает развивать две инициативы, запущенные в 2017 году. Первая инициатива посвящена международному взаимодействию между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС. В апреле 2018 г. состоялось обсуждение кластерного сотрудничества в АТЭС (панельная дискуссия) в рамках мероприятия по международному сотрудничеству между кластерами (международная конференция) в г. Санкт-Петербург. Кроме того, в настоящий момент Россия проводит онлайн-опрос, посвященный кластерному сотрудничеству, в котором экономики могут принять участие до сентября 2018 года. Ожидается, что по результатам работы будет сформирован специальный механизм – кластерная платформа АТЭС, позволяющая обмениваться опытом и лучшими практиками в сфере поддержки кластеров и управления ими.

Вторая инициатива направлена на координацию политик экономик АТЭС в сфере формирования новых технологических рынков будущего. На полях Гайдаровского форума в январе 2018 г. состоялся круглый стол «Экономики АТЭС: развитие новых технологических рынков», в рамках которого обсуждалась координация национальных технологических политик экономик АТЭС, создание общих технологических стандартов по новым рынкам и стратегии развития высокотехнологичных рынков. По итогам инициативы будет создана Технологическая коммуникационная сеть и облачная платформа АТЭС, позволяющая найти информацию о регулировании новых технологических рынков и защите интеллектуальной собственности в экономиках АТЭС, а также получить представление о специализации экономик в области передовых технологий и их патентной активности.

 

В рамках заседания Политического партнерства АТЭС по науке, технологиям и инновациям Россия представила финальные стратегические документы по 2 инициативам (Блупринт по международному сотрудничеству кластеров экономик АТЭС и Программу АТЭС по регулированию новых технологических рынков). В настоящее время документы находятся на стадии окончательного согласования экономиками АТЭС.

 

Российская венчурная компания (РВК) представила самофинансируемый проект «Технологические конкурсы Up Great», направленный на поиск и принятие прорывных решений для фундаментально новых технологических рынков. Перу присоединилась к проекту в качестве коспонсора. Китай, Малайзия и Корея кулуарно поддержали, обещали подумать над возможным коспонсорством. США предложили РВК сфокусироваться на каком-либо одном конкурсе, организовав его специально под формат АТЭС.  Россия планирует доработать проектную заявку с учетом пожеланий от экономик и направить в АТЭС в сентябре.

Приоритеты Чили 2019 (пока не утвержденные):

Чили, председатель АТЭС в 2019 году, впервые озвучили возможные приоритеты работы форума в следующем году. Основной целью председательства Чили станет «обеспечение взаимосвязанности между людьми для формирования их будущего». Ключевыми приоритетами работы АТЭС в 2019 году могут стать:

  • услуги и цифровая экономика;
  • взаимосвязанность для формирования инклюзивной экономики;
  • женщины в экономике.
Поделиться новостью: