Папуа-Новая Гвинея готовится к председательству в АТЭС в 2018 году

Папуа-Новая Гвинея готовится к председательству в АТЭС в 2018 г.5-6 декабря 2017 года в г.Порт-Морсби, Папуа-Новая Гвинея, прошло неформальное заседание старших должностных лиц экономик АТЭС. Основной темой дискуссии СДЛ стали приоритеты работы АТЭС в 2018 г., когда статус экономики-председателя перейдет от Вьетнама к Папуа-Новой Гвинее. Последняя станет председателем АТЭС в первый раз с момента своего присоединения к форуму в 1993 г.

ПНГ – продолжатель традиций

Лейтмотивом предстоящего председательства ПНГ в АТЭС станет развитие цифровой экономики. В 2017 г. работа экономик АТЭС по данному вопросу окончательно приобрела горизонтальный характер, превратившись в важнейший элемент как торгово-инвестиционной повестки АТЭС, так и программы его работы в области социально-экономического развития. ПНГ вновь обратила внимание участников форума на многочисленные возможности, появляющиеся благодаря развитию цифровых технологий, подчеркнув при этом необходимость преодоления цифрового разрыва между развитыми и развивающимися экономиками АТЭС.

Кроме того, ПНГ обозначила три более узких приоритета работы форума в 2018 г. Среди них – 1) развитие взаимосвязанности и региональной экономической интеграции (РЭИ); 2) содействие устойчивому и инклюзивному росту; 3) укрепление инклюзивного роста за счет структурных реформ.  Для каждого из приоритетов выделяется ряд основных направлений работы. К примеру, в рамках Приоритета 1 «Развитие взаимосвязанности и РЭИ» ПНГ предлагает сосредоточиться на достижении Богорских целей и выработке повестки АТЭС после 2020 г.; исследовании влияния цифровой экономики на РЭИ и перспективы формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ); развитии повестки в области взаимосвязанности и торговли услугами.

Три узких приоритета работы форума в 2018 г.

Выдвинутые ПНГ приоритеты охватывают традиционно важные для АТЭС направления работы: АТЗСТ, услуги, структурные реформы, инклюзивное развитие, продовольственную безопасность, развитие человеческого капитала и пр.  В том или ином виде данные вопросы включались в приоритеты всех экономик-председателей АТЭС последних лет. Особенно интересной в этом смысле является повестка в области инклюзивного развития, которая является одним из наиболее характерных приоритетов череды председательств развивающихся экономик в АТЭС в 2010-х гг.

Также стоит обратить внимание и на подчеркнутую в папуанских приоритетах задачу по формированию повестки АТЭС после 2020 г. В настоящее время данный вопрос имеет ключевое значение для всего АТЭС. Как мы уже неоднократно писали в этом году (см. отчеты с мероприятий АТЭС в разделе «новости»), в 2020 г. истекает срок действия Богорских целей, которые задавали основные ориентиры для работы форума, начиная с 1994 г. В связи с этим экономикам необходимо выработать общее видение приоритетов АТЭС после 2020 г.

С целью решения этой задачи в 2017 г. была создана APEC Vision Group (AVG) — группа экспертов, которой предстоит разработаь до конца 2019 г. т.н. APEC Post-2020 Vision. Первые встречи AVG пройдут именно в период председательства ПНГ. В этом смысле на долю ПНГ выпал уникальный шанс сыграть одну из главных ролей в формировании повестки объединения после 2020 г. и отразить в ней интересы небольших развивающихся экономик. Стоит отметить, что ПНГ может быть непросто: ситуацию  значительно усложняет изменение приоритетов торговой политики США, касающееся в том числе их позиции по формированию АТЗСТ —  ключевому для АТЭС направлению работы.

Папуа-Новая Гвинея готовится к председательству в АТЭС в 2018 г._2АТЭС для ПНГ

Одновременно с этим для самой ПНГ наиболее важными вопросами из перечисленного списка приоритетов, являются, пожалуй, повышение взаимосвязанности (другими словами – развитие транспортной и энергетической инфраструктуры), развитие человеческого капитала, реализация структурных реформ и облегчение условий ведения бизнеса.

Так, вопрос взаимосвязанности актуален для ПНГ в первую очередь потому, что до 85% населения страны по-прежнему проживает в сельской местности в условиях почти полного отсутствия транспортной инфраструктуры и доступа к электричеству. Другой причиной повышенного внимания ПНГ к данному вопросу является тот факт, что экономика страны опирается на экспорт природных ресурсов (нефть, золото, медь, древесина, пальмовое масло и пр.), основная доля которых находится/залегает в удаленных и труднодоступных регионах страны.

Вынесение проблемы развития человеческого капитала связано с испытываемой ПНГ острой необходимостью повышения его качества, в том числе через увеличения доступности образования: в настоящее время большинство населения страны не имеет доступа не только к высшему или среднему профессиональному образованию, но и к образованию на уровне средней школы, а грамотность взрослого населения находится на уровне всего 50%. Что касается структурных реформ и улучшения бизнес-климата, одной из главных причин повышенного внимания ПНГ к данным вопросам является, вероятнее всего, сделанная правительством ПНГ ставка на привлечение иностранных инвестиций.

Другой темой, отражающей в первую очередь внутреннюю повестку ПНГ, является содействие устойчивому и инклюзивному использованию природных ресурсов (заложено в направление работы «содействие устойчивому и инклюзивному развитию» Приоритета №2). Как мы уже упоминали, экономика ПНГ опирается на экспорт природных ресурсов. Их добыча может иметь крайне негативные последствия для окружающей среды, поэтому для ПНГ важно обеспечить их «устойчивое» использование, в том числе для сохранения уникального биоразнообразия ПНГ.

Данная проблем имеет и социальное измерение: получать выгоду от использования природных ресурсов должны все члены общества («инклюзивность»). При этом для ПНГ характерна и довольно специфическая проблема: в «стране тысячи племён» довольно остро стоит вопрос распределения выгод от использования природных ресурсов между многочисленными коренными народами.

Приоритеты ПНГ: взгляд из России

Приоритеты будущего председательства ПНГ в целом соответствуют и ключевым направлениям российского участия в работе АТЭС. Помимо универсальных для всех экономик приоритетов по формированию АТЗСТ и выработке повестки АТЭС после 2020 г., для России крайне востребованы такие приоритеты 2018 г., как развитие цифровой экономики, повышение взаимосвязанности экономик АТЭС, укрепление продовольственной безопасности, развитие человеческого капитала, содействие инклюзивному развитию и обеспечению гендерного равенства. Напомним, что значительная часть из перечисленных выше вопросов находилась в центре внимания и в период председательства России в АТЭС в 2012 г.

Стоит отдельно подчеркнуть, что предложенная ПНГ повестка станет благоприятной и для дальнейшей имплементации основных российских начинаний этого года, в особенности комплексной инициативы по развитию и интеграции удаленных территорий в экономиках АТЭС. В частности, в рамках реализации данной инициативы в 2018 г. планируется разработать Общий план (Outline) по возможной работе экономик АТЭС в области развития и интеграции удаленных регионов. Среди тем, которые будут освещаться в будущем Плане — определение понятия «удаленная территория/регион», основные проблемы подобных регионов и механизмы их преодоления, возможные направления обмена информацией и сотрудничества между экономиками АТЭС. Папуа-Новая Гвинея неоднократно отмечала свою заинтересованность в данных вопросах и уже поддержала идею о продолжении работы по удаленным регионам в следующем году.

Фото: сайт АТЭС и сайт председательства ПНГ в АТЭС

Поделиться новостью: