Первая встреча старших должностных лиц АТЭС 2018 г.

Первая встреча старших должностных лиц АТЭС 2018г. _29 марта 2018 года в г. Порт-Морсби, Папуа-Новая Гвинея завершилась первая встреча старших должностных лиц АТЭС и кластер сопутствующих мероприятий, которые задают ритм для работы АТЭС в текущем году. Среди наиболее важных тем, затронутых в ходе кластера, важно отметить реализацию Дорожной карты АТЭС по Цифровой и Интернет-экономике, а также новый порядок работы экономик по реализации Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Сохранили свою важность и такие направления работы России в АТЭС, как экономические реформы, инновации и развитие человеческих ресурсов. Кроме того, Россия продолжает развивать масштабную инициативу по развитию удаленных регионов.

Цифровая экономика

Одной из главных задач первого кластера встреч стали консультации по дальнейшему механизму реализации «Дорожной карты АТЭС по цифровой и Интернет-экономике» (APEC Digital and Internet Economy Roadmap), которая была утверждена экономиками в 2017 году. В ходе обсуждений экономики пришли к общему выводу: в АТЭС должна быть площадка для консолидации работы в области Цифровой и Интернет-экономики. Однако, мнения экономик расходятся в вопросе об ответственных органах по сбору информации и подготовке отчета. Очевидна лидирующая роль Рабочей группы по телекоммуникациям и информации (TELWG), Комитета по торговлям и инвестициям (CTI) и Специальной группы по электронной коммерции (ECSG) в данном вопросе.

В рамках первого кластера встреч состоялся «Диалог СДЛ по вопросам цифровой экономики», где докладчики из Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Отдела стратегического планирования АТЭС (PSU), Совета по экономическому сотрудничеству Азиатско-Тихоокеанского региона (РЕСС), бизнеса (МСП в частности) из Папуа-Новой  Гвинеи и других экономик АТЭС представили обзоры по развитию цифровой экономики в регионе и мире, а также ее отдельных аспектов и обозначили основные сложности в ее развитии: разработка подходов к измерению цифровой экономики, вопросы развития инфраструктуры и привлечения инвестиций, разработка технических стандартов для новых технологий, создание условий для безопасной трансграничной передачей данных, необходимость повышения уровня цифровой грамотности, подготовка кадров в цифровую эпоху и информационная безопасность.

Цифровая торговля и электронная коммерция

В рамках встречи Комитета по торговле и инвестициям обсуждались основные направления деятельности АТЭС по торговым аспектам цифровой экономики, которые планируется отразить в документе «Составные элементы развития цифровой торговли» (Building Blocks for Facilitating Digital Trade). Россия поддержала данный документ, отметив необходимость обеспечения сбалансированного характера документа, отвечающего интересам всех экономик АТЭС и отражающего в первую очередь торговые вопросы повестки. Перспективными направлениями работы могут стать безбумажная торговля, транспарентность, ММСП в электронной коммерции, интеллектуальная собственность, защита прав потребителей, передовые технологии в цифровой торговле, цифровая торговля и электронная коммерция в региональных торговых соглашениях и соглашениях о свободной торговле.

Представители Японии продолжили обсуждение торговой повестки в области цифровой экономики с учетом результатов 11-ой Министерской конференции ВТО. Напомним, что по ее итогам министрами была поддержана Рабочая программа по электронной коммерции, предполагающая дальнейшую работу в рамках существующего мандата с учетом возможных периодических пересмотров. Помимо этого, был продлен временный мораторий на взимание таможенных пошлин на электронные трансмиссии до 2019 г. К Совместному заявлению министров по электронной коммерции присоединились 71 страна-член ВТО (из них 15 экономик АТЭС, включая Россию и США). Работа по торговым аспектам электронной коммерции должна была начаться уже в начале 2018 г. в рамках коалиции. При этом она не будет предполагать обязательств относительно позиций сторон в дальнейших переговорах. К данному треку работы могут подключиться все заинтересованные члены ВТО. Важно отметить, что Китай, как один из главных драйверов электронной коммерции сегодня, до сих пор не присоединился к данному заявлению.

В ходе заседания КТИ Минэкономразвития совместно с РЦИ АТЭС был также представлен проект по защите прав интеллектуальной собственности (ИС) в торговле цифровым контентном. Проект призван проанализировать действующую регуляторную среду в области защиты прав ИС в торговле цифровым контентом, выделить наиболее проблемные области, требующие дальнейшей проработки и сформировать принципы по защите прав интеллектуальной собственности на цифровой контент. На данном этапе проекты получил поддержку Мексики.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

По итогам работы АТЭС в прошлом году экономики не смогли прийти к конкретным результатам по треку АТЗСТ. Изначально планировалось, что за 2017 г. будет сформирован План действий по реализации Лимской декларации, под эгидой которого будет консолидирована работа по реализации АТЗСТ. Тем не менее, несмотря на усилия экономик АТЭС, достичь намеченной цели не удалось. План по реализации Лимской декларации не был согласован. Причина заключалась в невозможности достижения консенсуса по вопросу включения в План несогласованных инициатив, выходящих за рамки обозначенных в Лимской декларации направлений работ. Так, США предлагали рассматривать вопросы доступа восстановленных товаров на рынки экономик АТЭС, ИКТ-товаров и их компонентов, а также проблематику государственных предприятий.

В 2018 году под руководством нового председателя Комитета по торговле и инвестициям (представителя Новой Зеландии) было решено отказаться от Плана и сконцентрировать усилия на разработке и реализации конкретных инициатив и проектов. В рамках первого направления Россия, в лице Минэкономразвития и РЦИ АТЭС, представила экономикам инициативу по Усилению транспарентности в торговой политике. Суть инициативы заключается в проведении анализа проделанной на данный момент работы АТЭС в области транспарентности, выделении наименее охваченных аспектов рассматриваемого вопроса и их дальнейшей проработки в формате проектов/диалогов. В целом, инициатива была воспринята положительно.

Назначение нового председателя CTI также повлекло за собой некоторые изменения в повестке Комитета. Нововведением стало включение формата политического диалога по интересующим экономики темам. На первом заседании CTI состоялся политический диалог по экономической инклюзивности. В ходе обсуждений акцент ставился на необходимости продвижения работы Комитета по вопросам вовлеченности в торговлю ММСП, женского предпринимательства, удаленных регионов. Минэкономразвития и РЦИ АТЭС выступили с предложением провести следующий диалог на полях CTI3 на тему имплементации положений по государственным закупкам, содержащихся в РТС. По мнению экономик, вопрос интересен, но довольно техничен. Филиппинами было предложено рассмотреть данную тему в ключе механизма обмена информацией.

Инициатива России по развитию и интеграции удаленных регионов

Продолжается реализация комплексной российской инициативы по развитию и интеграции удаленных регионов, запущенной Минэкономразвития в 2017 году.

В 2018 году Аналитическое подразделение АТЭС (PSU) проведет исследование, посвященное определению термина «удаленные территории» в экономиках АТЭС, выявлению основных проблем и возможностей в развитии и интеграции удаленных территорий в АТР, а также изучению работы международных организаций в данной сфере. Ожидается, что результаты исследования будут представлены PSU в сентябре 2018 года в рамках «Диалога по развитию удаленных территорий посредством инструментов цифровой экономики» на полях ВЭФ.

Помимо этого, в феврале 2018 года экономикам АТЭС был разослан опросник по развитию и интеграции удаленных территорий (Questionnaire on Remote Areas Development and Integration), ответы на который должны помочь получить полное представление о существующих в экономиках АТЭС подходах и лучших практиках по развитию удаленных территорий.

В поддержку российской инициативы Роспатентом и Ростуризмом реализуются проекты по развитию системы интеллектуальной собственности и изучению потенциала развития туризма в удаленных регионах экономик АТЭС.

Результаты работы РЦИА, посвященной развитию и интеграции удаленных территорий экономик АТЭС, будут отражены в научно-исследовательской работе «Реализация задачи развития удаленных регионов России с учетом применения опыта других стран и активизации сотрудничества в рамках АТЭС, АСЕАН и БРИКС».

Российские инициативы в области инновационного развития

В 2017 году Минэкономразвития совместно с НИУ-ВШЭ инициировала работу в АТЭС по вопросам международного взаимодействия между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС. Ожидается, что по результатам работы будет сформирован специальный механизм – кластерная платформа АТЭС (PEC — platform for the economies’ clusters), позволяющая обмениваться опытом и лучшими практиками в сфере поддержки кластеров и управления ими. В настоящее время экономики разрабатывают План действий АТЭС по международному кластерному сотрудничеству, который должен быть принят к концу 2018 года. На 26-27 апреля 2018 г. запланировано обсуждение кластерного сотрудничества в АТЭС (панельная дискуссия) в рамках мероприятия по международному сотрудничеству между кластерами (международная конференция) в г. Санкт-Петербург.

Еще одна российская инициатива, подготовленная Минэкономразвития и НИУ-ВШЭ и одобренная в АТЭС в 2017 году, направлена на координацию политик экономик АТЭС в сфере формирования новых технологических рынков будущего. На полях Гайдаровского форума 18 января 2018 г. состоялся круглый стол «Экономики АТЭС: развитие новых технологических рынков», в рамках которого обсуждалась координация национальных технологических политик экономик АТЭС, создание общих технологических стандартов по новым рынкам и стратегии развития высокотехнологичных рынков. В настоящее время разрабатывается Программа по координации политик экономик АТЭС в сфере формирования новых технологических рынков будущего. По итогам инициативы будет создана Технологическая коммуникационная сеть и облачная платформа АТЭС, позволяющая найти информацию о регулировании новых технологических рынков и защите интеллектуальной собственности в экономиках АТЭС, а также получить представление о специализации экономик в области передовых технологий и их патентной активности.

В поддержку российских инновационных инициатив были представлены проектные заявки, предполагающие проведение соответствующих тематических мероприятий – Семинара по возможностям сотрудничества кластеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Семинара по сближению политик экономик АТЭС в области формирования новых технологических рынков будущего.

Человеческие ресурсы: образование

В ходе заседания образовательной сети АТЭС (EDNET) представитель Минобразования рассказала о ходе реализации второго этапа проекта «Открытая среда для математического образования в школах АТЭС». Проект направлен на исследование различий в преподавании математики в экономиках АТЭС и разработку рекомендаций по сближению систем преподавания. Исполнитель проекта (Московский центр непрерывного математического образования) запустил специальный международный сайт с базой математических задач на английском языке.

Российская сторона также представила результаты 6-й ежегодной Конференции АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования, прошедшей в сентябре 2017 г. в г. Владивосток на площадке Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ), посвященной вопросам признания дипломов и квалификаций в экономиках АТЭС. Важно отметить, что на полях предыдущей конференции во Владивостоке была разработана Образовательная стратегия АТЭС (2016 – 2030), реализация которой продолжается – на встрече подгруппы по образованию был представлен соответствующий План действий. Приложениями к Плану действий станут перечни существующих в экономиках АТЭС стипендий / грантов, а также аккредитованных университетов экономик АТЭС, принимающих иностранных студентов по программам международных обменов.

Кроме того, представитель ДВФУ анонсировал 7-ю Конференцию АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования, которая будет проводиться в рамках ВЭФ под девизом «Вместе мы можем преодолеть новые вызовы цифровой эпохи».

ИКТ и экономические реформы

На заседании Экономического комитета АТЭС (EC) Россия в лице Минэкономразвития успешно организовала политический диалог по предоставлению электронных государственных услуг. Шесть докладчиков из России, Вьетнама, Новой Зеландии, Таиланда и Тайваня представили презентации о порядке предоставления государственных электронных услуг в соответствующих экономиках. Китай, Деловой консультативный совет (ДКС) АТЭС и Совет по экономическому сотрудничеству Азиатско-Тихоокеанского региона (РЕСС) проявили интерес к данной и подчеркнули важность ее обсуждения в АТЭС. По итогам политического диалога участники собрания пришли к выводу о взаимосвязи государственных услуг в электронной форме с развитием удаленных регионов и отметили ведущую роль государства в процессе цифровизации, где государство должно разрабатывать технологические стандарты и необходимую нормативно-правовую базу на основе принципа технологической нейтральности. Участники обозначили основной тренд в развитии государственных услуг – все экономики АТЭС переходят от традиционных к проактивным цифровым государственным услугам. Была обозначена роль подготовки кадров и формировании необходимых компетенций. Участники также выразили желание продолжить работу в форме практических семинаров.

Помимо этого, Россия выразила поддержку в разработке «Рамочного соглашения АТЭС по разрешению споров онлайн», основная цель которого – это создание необходимых правил для предоставления условий формирования онлайн-платформы по разрешению споров онлайн (прежде всего, вопросы взаимодействия онлайн-платформ с институтами регионального арбитража и медиации. Вместе с тем, российская сторона отмечает важность мер, направленных на обеспечение технологической нейтральности при выборе действующей платформы для пилотного проекта, а в части правоприменения подчеркивает необходимость использования применимых действующих международных нормативно-правовых актов.

 

Поделиться новостью: