Первая встреча старших должностных лиц экономик АТЭС, 2017

Первая встреча старших должностных лиц экономик АТЭС, 2017 (1)3 марта 2017 года в г. Нячанг (Вьетнам) завершилось первое совещание старших должностных лиц АТЭС и кластер сопутствующих встреч рабочих органов форума. Это первая встреча АТЭС, состоявшаяся после смены администрации президента США и выхода страны из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), что довольно существенно отразилось на позиции страны в отношении ряда проектов и инициатив, направленных на продвижение Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). На фоне реализуемой торговой политики Дональда Трампа наблюдается снижение активности американской делегации по данным проектам и рост неопределенности, что приводит к их «блокировке». В частности, США не одобрили результаты вьетнамского семинара по возможным направлениям реализации АТЗСТ, сославшись на необходимость проведения консультаций с новой администрацией президента. Перспективы дальнейшей работы форума АТЭС по реализации АТЗСТ весьма туманны.

Ключевой темой дискуссии экономик АТЭС стала проблематика Цифровой и Интернет-экономики. В соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, развитие Цифровой экономики является приоритетным направлением для России. В этой связи и с учетом имеющихся серьезных наработок и предложений в данной области, Россия планирует принимать активное участие в формировании дорожной карты АТЭС по развитию Цифровой и Интернет- экономики. Экономики АТЭС и председатель Группы по интернет-экономике отметили важность предложенного Россией проекта по анализу ключевых индикаторов развития Цифровой экономики, а также инициативу по формированию глоссария АТЭС по цифровой проблематике в качестве одного из направлений реализации Дорожной карты.

В рамках первого кластера встреч 2017 г. Россия представила масштабную инициативу по преодолению разрыва в экономическом развитии и интеграции удаленных регионов в экономиках АТЭС. Важно отметить, что данное направление работы очень своевременно и актуально, оно позволяет обновить традиционную повестку по взаимосвязанности в регионе и сделать акцент на принципиально важных вопросах социально-экономического характера, включаяобеспечение инклюзивного развития цифровой экономики. Среди основных составляющих инициативы — экономическое развитие; развитие человеческих ресурсов и обеспечение доступности социальных услуг; улучшение качества административного управления в удаленных регионах. Ко-спонсорами инициативы стали Индонезия (в качестве со-инициатора), Китай и Папуа Новая-Гвинея (ПНГ). Поддержка последней имеет особое значение в связи с тем, что ПНГ станет председателем АТЭС в 2018 г.  Также положительные комментарии были получены от старших должностных лиц Японии, Филиппин и Таиланда. Помимо самого заседания старших должностных лиц, инициатива была представлена в нескольких рабочих органах АТЭС (Группа экспертов по инвестициям, Группа по туризму, Комитет по торговле и инвестициям, Политическое партнерство по продовольственной безопасности, Группа экспертов по интеллектуальной собственности, Экономический комитет АТЭС), где также получила значительную поддержку со стороны экономик АТЭС.

Одной из центральных тем дискуссии в рамках первого кластера встреч АТЭС в 2017г. также стал вопрос нетарифного регулирования. Новая Зеландия провела Диалог между властью и бизнесом по вопросам нетарифных мер (НТМ) в отношении продовольственных товаров в регионе АТЭС. В ходе мероприятия были представлены исследования Института экономических исследований Новой Зеландии и Школы бизнеса Маршалла, согласно которым действующие в АТЭС нетарифные меры ежегодно обходятся частным компаниям в 790 млрд долл. Российская сторона выразила готовность принимать активное участие в продолжении исследования и выборе его конкретных товарных направлений.

Первая встреча старших должностных лиц экономик АТЭС, 2017 (4)Особое внимание экономик было уделено мерам, способствующим поощрению торговли в регионе. Обсуждался прогресс выполнения экономиками своих обязательств в плюрилатеральных соглашениях, включая Соглашение по упрощению процедур торговли (вступило в силу 22 февраля 2017г., 19 экономик АТЭС уже ратифицировали Соглашение), Расширенное соглашение об информационных технологиях, а также Соглашение по экологическим товарам. Страны-участницы данных договоренностей активно приглашают присоединиться к ним все остальные экономики АТЭС, аргументируя это необходимостью достижения более высоких темпов роста объемов торговли, инновационного развития. Россия, в свою очередь, подчеркнула выполнение всех своих обязательств в рамках договоренностей по Списку экологических товаров АТЭС.

Широкое распространение получили проекты, связанные с экологической тематикой. Так, в рамках Рабочей группы по услугам был рассмотрен План действий АТЭС в области экологических услуг, направленный на идентификацию барьеров, препятствующих их развитию в регионе АТЭС и поиску путей их преодоления. Российская сторона дополнила данный план пунктом о необходимости рассмотрения гидроэнергетики, как одной из важнейших составляющих сектора услуг в сфере возобновляемой энергии. Китай представил обновления и призвал другие экономики подключиться к реализации проекта зеленых цепочек поставок, согласно которому все звенья цепи должны соответствовать международным стандартам в области экологии.

На нынешнем заседании Экономического комитета (ЭК) АТЭС Россия сделала презентацию о своем опыте использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В настоящее время прорабатывается возможность расширения работы России в области «электронного правительства» в ЭК.

В рамках заседаний Экономического комитета АТЭС Россия также успешно провела политический диалог по обмену лучшими практиками в области регулирования государственных закупок. Важно отметить, что полноценная работа в области госзакупок не велась в АТЭС уже более 10 лет. Тем не менее, диалог показал важность работы по данному направлению. Мероприятие было поддержано как председателем комитета, так и экономиками АТЭС. В диалоге приняли участие представители Австралии, Чили, Гонконга, Китая, Индонезии, Малайзии, Новой Зеландии, Папуа Новой-Гвинеи, Филиппин, России, Тайпея, Таиланда, США и Вьетнама. Россия, при участии Института госзакупок, Ассоциации электронных торговых площадок, Сбербанка-АСТ, представила экономикам АТЭС собственные наработки в области борьбы с коррупцией в госзаказе, а также электронных закупках. Был также представлен опыт Таиланда, Вьетнама, Индонезии и лучшие практики международных организаций – Всемирного Банка и ЮНСИТРАЛ. Отдельно важно отметить, что активное участие в дискуссии принимал бизнес (в частности, российские интересы представляли ПАО «Камаз», АО НПФ «Микран», ПАО «Силовые машины»). По результатам диалога экономики АТЭС подтвердили заинтересованность в продолжении работы по таким направлениям, как электронные закупки, борьба с коррупцией, управление рисками, зеленые закупки, участие МСП в госзакупках, транспарентность, стимулирование инноваций.

Актуальным для России направлением работы ЭК является создание платформы АТЭС для онлайн-разрешения B2B споров для МСП. Следует отметить, что Россия планирует инициировать близкий по тематике проект в Управляющей группе АТЭС по электронной коммерции (механизмы альтернативного разрешения B2B споров в области электронной коммерции).

Первая встреча старших должностных лиц экономик АТЭС, 2017 (3)В 2017 г. Россия значительно активизировала работу в области науки и инноваций. В частности, на встрече Политического партнерства по науке, технологиям и инновациям (ППНТИ) было представлено два проекта-исследования по вопросам коммерциализации исследований и определению высокотехнологичной специализации экономик АТЭС (поддержаны Тайпеем, Китаем, Кореей). Кроме того, на указанном заседании ППНТИ Россия сделала общий обзор дополнительного проекта (по поддержке быстрорастущих инновационных компаний) и двух инициатив (по развитию сотрудничества между инновационными кластерами и сближению политики экономик АТЭС в сфере формирования новых высокотехнологичных рынков будущего), окончательную версию которых планируется представить на следующей встрече Партнерства в мае 2017 г.. Данные направления работы заинтересовали Корею и Канаду. Проекты и инициативы были положительно приняты как самими экономиками, так и представителями Делового консультативного совета АТЭС.

Россия актуализировала повестку сотрудничества на площадках АТЭС в области защиты прав интеллектуальной собственности и представила партнерам проекты по коммерциализации интеллектуальной собственности малым и средним бизнесом и инновационным технологиям для обучения в области интеллектуальной собственности. По данному проекту особенную поддержку и готовность выступить коспонсором высказала Мексика.

В области развития человеческих ресурсов наиболее актуальным для России направлением работы остается сотрудничество в области охраны труда и образования. Что касается охраны труда, то на нынешнем заседании профильного органа Группы АТЭС по развитию человеческих ресурсов Министерство труда и социальной защиты России презентовало самофинансируемый проект, целью которого является проведение конференции по развитию культуры профилактики в охране труда в экономиках АТЭС. Мероприятие должно пройти на площадке Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ) в апреле 2017 г. Инициативу России поддержали Тайпей, Корея и Вьетнам. Также на встрече были представлены обновления по проводимым Россией самофинансируемым исследованиям в области повышения пенсионного возраста и организации ухода за пожилыми людьми в экономиках АТЭС. Кроме того, в настоящее время Министерство труда прорабатывает возможность проведения в 2018 г. на площадке ВНОТ подготовительных мероприятий к Встрече министров АТЭС по развитию человеческих ресурсов 2018 г.

Одной из наиболее важных для России задач в области образования является участие в подготовке плана имплементации принятой в 2016 г. Образовательной стратегии АТЭС. Кроме того, в 2017 г. на площадке ДВФУ планируется провести очередную (6-ю) Конференцию АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования.

На встрече Группы по здравоохранению Россия выдвинула проект по использованию современных технологий для борьбы с неинфекционными заболеваниями (планируется подать на вторую проектную сессию АТЭС в июне 2017 г). Проект был подготовлен Федеральным сибирским научно-клиническим центром ФМБА. Предложение поддержали Сингапур, Вьетнам, Тайпей, Филиппины.

Значительное количество проектов и инициатив, представленных Россией в рамках первого кластера встреч АТЭС, а также активная поддержка российских предложений экономиками АТЭС закладывают основу для продуктивной работы России в АТЭС как в течение 2017г., так и с точки зрения более долгосрочных перспектив и формирования повестки АТЭС после 2020г.