Работа России в АТЭС в 2016 году

Достижение «Богорских целей» форума

В 2016 году завершился второй этап подготовки обзора, посвященного достигнутым экономиками АТЭС успехам по реализации «Богорских целей» форума. В соответствии с Таблицей индикаторов достижения «Богорских целей» АТЭС, средний применяемый тариф РНБ в экономиках форума снизился с 6,6% в 2008 году до 5,6% в 2014 году, а количество товарных линий со ставками тарифов РНБ, превышающими 10%, снизилось с 16,3% до 13,8%. Наибольший прогресс в снижении количества товарных линий со ставками тарифов РНБ выше 10% был отмечен у Брунея, Малайзии и России. Тем не менее, Россия остается одним из лидеров среди экономик АТЭС (наряду с Вьетнамом и КНР) по количеству товарных линий со ставками тарифов РНБ, превышающими 10%. В соответствии с докладом России по достижению «Богорских целей» за 2016 г.:

  • средний тариф РНБ в стране был снижен до 8,4% (в 2014 г.),
  • были внедрены новые технологии в области таможенного оформления;
  • увеличилось число программ ускоренного патентного делопроизводства с другими экономиками АТЭС;
  • были внесены поправки в российское законодательство в области охраны интеллектуальной собственности.

Исследование, посвященное формированию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли

Важным результатом председательства Перу в АТЭС в 2016 г. стало завершение Коллективного стратегического исследования, посвященного оценке экономической целесообразности создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) и закрепление рекомендаций, содержащих предложения по дальнейшим мерам реализации АТЗСТ в Декларации Лимы по АТЗСТ. Россия участвовала в подготовке трех глав исследования, включая:

  • вопросы торговли и инвестиций следующего поколения (глава 3);
  • меры, влияющие на торговлю и инвестиции (глава 4);
  • текущие региональные инициативы, которые могут стать базой для формирования АТЗСТ (глава 8).

Ключевыми результатами участия российской стороны в исследовании стали:

  • включение вопросов транспарентности, электронной торговли и государственных закупок в третью главу;
  • закрепление за ЕАЭС статуса регионального интеграционного обьединения как одного из источников лучших практик для формирования АТЗСТ;
  • признание необходимости налаживания сотрудничества в процессе формирования АТЗСТ с региональными экономическими блоками, такими как ЕАЭС, АСЕАН, Тихоокеанский Альянс.

Экономики АТЭС с большим вниманием отнеслись к необходимости учета интересов ЕАЭС при реализации АТЗСТ, что связано прежде всего с активизацией взаимодействия ЕАЭС с отдельными экономиками региона. Важно подчеркнуть, что до 2016 г. в основных документах форума были закреплены только два интеграционных блока, которые рассматривались в качестве основы для формирования АТЗСТ: Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Целесообразность учета накопленного опыта имеющихся интеграционных инициатив (в том числе, ЕАЭС) в ходе реализации АТЗСТ была включена в перечень рекомендаций по результатам коллективного стратегического исследования.

Проведение диалогов в рамках механизма по обмену информацией между РТС/ЗСТ в регионе

В 2016 году было проведено два диалога по обмену информацией между существующими и формирующимися региональными торговыми соглашениями (РТС)/зонами свободной торговли (ЗСТ) в регионе АТР. В ходе диалога с участием старших должностных лиц экономик АТЭС был сделан доклад представителя Евразийской экономической комиссии о текущей работе и последних достижениях ЕАЭС.

Поддержка многосторонней торговой системы

В 2016 г. экономиками АТЭС была подтверждена готовность оказывать содействие и поддержку многосторонней торговой системе. Ключевой задачей в данном направлении является скорейшая ратификация Соглашения по упрощению процедур торговли (СУПТ) всеми экономиками-членами АТЭС. По состоянию на январь 2017 г. 19 экономик АТЭС ратифицировали СУПТ. Россия также ратифицировала Соглашение (став 13-й экономикой АТЭС и 77-м членом ВТО, ратифицировавшим Соглашение).

Электронная экономика

США и другие развитые экономики предлагают рассматривать цифровую торговлю в качестве вопроса торговли и инвестиций следующего поколения, акцентируя внимание на анализе узкого торгового сегмента и выявлении прямых барьеров торговле. Развивающиеся экономики (в первую очередь, Китай) рассматривают данную проблематику в более широком формате Интернет-экономики, подразумевающем анализ недостаточности развития ИКТ-инфраструктуры, неполноценности регуляторной и законодательной базы и других вопросов.

В 2016 году Россия предложила концепцию «Электронной экономики» (E-Еconomy), отражающую стратегические интересы России и балансирующую между противоположными концепциями «Цифровой экономики» США и «Интернет-экономики» Китая.  С точки зрения России, спектр областей, требующих выработки экономиками АТЭС совместных решений, охватывает регулирование массивов электронных данных, в том числе вопросы защиты конфиденциальных данных, создание правовых и административных условий для расширения трансграничного экономического сотрудничества в области электронной торговли товарами и услугами, принятие мер для повышения доверия населения к электронному пространству.

Снижение тарифов на экологические товары

В 2016 году экономики отчитались о прогрессе по снижению тарифов на экологические товары. По состоянию на конец 2016 года в России были снижены пошлины до 5% и ниже на все товарные позиции из перечня, кроме одной.  Импортный тариф на оставшуюся позицию (многослойные собранные напольные панели из бамбука) был снижен до 5% (с 11%) 1 января 2017 года.

Модернизация микро-, малых и средних предприятий (ММСП)

В 2016 г. обсуждались вопросы повышения производительности и конкурентоспособности ММСП, укрепления связей между ММСП и крупными развитыми компаниями, использования опыта других стран в развитии технологических навыков ММСП. Для достижения целей модернизации ММСП Россия предложила проект по увеличению участия ММСП на рынках B2B и B2G (коспонсоры — Китай и Китайский Тайбэй). Проект направлен на содействие вовлечению ММСП в международные цепочки поставок в закупках крупных корпораций и на расширение участия ММСП в государственных закупках на национальном рынке посредством систематизации возможностей и обмена лучшими практиками. Важность проекта и дальнейшей работы по нему, в том числе для наполнения информационного портала для ММСП (APEC MSME Marketplace), была отражена в пунктах Заявления министров по вопросам ММСП 2016 г.

Особое внимание в 2016 г. уделялось проблемам ММСП под руководством женщин. По инициативе России в рамках Форума «Женщины и экономика» успешно прошел конкурс среди женщин предпринимателей — APEC BEST Awards, теперь рассматривается возможность проведения такого конкурса на ежегодной основе.

Международное образовательное сотрудничество

4-6 октября 2016 г. в Лиме в рамках совместного председательства России и Перу состоялась Шестая встреча министров образования АТЭС. По итогам мероприятия министры одобрили Образовательную стратегию АТЭС (которая определяет основные направления образовательного сотрудничества в рамках АТЭС на период до 2030 года) и Доклад о состоянии образования в экономиках АТЭС. Россия принимала активное участие в подготовке итоговых документов. В частности, одно из подготовительных мероприятий прошло на площадке 5-й Конференции АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР во Владивостоке.

Конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР, которая в 2016 году прошла во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в пятый раз, является важнейшим достижением России в работе АТЭС. Важность конференции для диалога и обмена мнениями в области образования и международного образовательного сотрудничества была подтверждена в совместном заявлении, принятом по итогам Шестой встречи министров образования АТЭС.

Развитие потенциала в области науки, технологий и инноваций (НТИ)

В 2016 году прошла четвертая встреча старших научных советников АТЭС (Chief Science Advisors Meeting), по итогам которой был подготовлен ряд рекомендаций лидерам и старшим должностным лицам экономик АТЭС. На встрече Россия выступила с предложением о создании Целевой научной группы АТЭС по стихийным бедствиям. В настоящее время ведется проработка данной инициативы.

Здравоохранение

В 2016 г. экономики АТЭС продолжили работу, направленную на реализацию дорожной карты по выполнению инициативы Healthy Asia-Pacific 2020. Россия участвовала в разработке как самой инициативы, так и дорожной карты по ее реализации, и поддержала проекты экономик АТЭС в сфере обеспечения равного доступа населения к медицинской помощи, а также в сфере профилактики и контроля инфекционных заболеваний, включая вопросы антимикробной резистентности и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза. Кроме того, в 2016 г. на площадке Labour and Social Protection Network Группы по развитию человеческих ресурсов Россия проводила самофинансируемые исследования, целью которых являлось изучение опыта экономик АТЭС по повышению пенсионного возраста и обеспечению долгосрочного государственного ухода за пожилыми людьми.

Государственные закупки

В 2016 г. Россия выступила в АТЭС с инициативой о развитии сотрудничества в области государственных закупок. Было предложено выделить направления, которые наиболее интересны и важны для экономик АТЭС и в дальнейшем организовать диалог по обмену опытом и лучшими практиками с перспективой формирования соответствующих рекомендаций. Обсуждение представленной Россией инициативы привело к формированию следующего перечня возможных линий взаимодействия:

  • использование современных электронных технологий в осуществлении закупок;
  • антикоррупционная деятельность и механизмы контроля и надзора в сфере регулирования госзаказа,
  • организация процесса закупок: выявление новых методов и процедур;
  • управление рисками на всех стадиях закупочного цикла;
  • и.т.д.

«На полях» СДЛ-1 в 2017 году во Вьетнаме планируется проведение политического диалога, посвященного вопросам регулирования государственных закупок в экономиках АТЭС, при участии экспертов Всемирного Банка, ОЭСР, ЮНСИТРАЛ и представителей экономик.

 

Поделиться новостью: