Результаты работы России в АТЭС в 2017 году

CSOM opens APEC 2017 Economic Leaders’ Week in Da Nang2017 год стал чрезвычайно плодотворным для работы России в АТЭС. Экономиками АТЭС были одобрены российские инициативы по развитию удаленных территорий и сотрудничеству в области инноваций. Кроме того, представители России активно участвовали в дискуссиях по ключевым для АТЭС вопросам развития цифровой экономики и электронной торговли, формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) и содержания повестки форума после 2020 г. Сохранили свою важность и такие направления работы России в АТЭС, как развитие человеческих ресурсов, увеличение экономической активности женщин, совершенствование конкурентной среды в области государственных закупок. Наконец, в 2017 г. финансирование АТЭС получили сразу четыре российских проекта – самый большой показатель за последние несколько лет. 

Развитие удаленных территорий

В 2017 г. Россия представила комплексную инициативу в сфере развития и интеграции удаленных территорий региона АТЭС. До настоящего момента на площадке форума рассматривались только отдельные аспекты развития таких территорий, в том числе в сфере энергетики, здравоохранения, телекоммуникаций, борьбы с последствиями стихийных бедствий и интеллектуальной собственности.  Инициатива России призвана систематизировать эту работу и в долгосрочной перспективе обеспечить социально-экономическое развитие удаленных регионов, а также их встраивание в экономику как отдельной страны, так и всего АТР. В течение года работу РФ поддержали Япония, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Австралия, США, Малайзия, Вьетнам и Китай.

В рамках реализации данной инициативы в августе 2017 г. во Вьетнаме прошел одноименный диалог с участием старших должностных лиц, представителей государственных учреждений и экспертного сообщества экономик АТЭС. Представленные доклады и обсуждение в рамках Диалога показали значительную заинтересованность участников форума в дальнейшем развитии данной повестки. В связи с этим по итогам мероприятия было принято решение подготовить в 2018 г. Основные принципы (Outlines) развития и экономической интеграции удаленных территорий в АТР. В документе планируется выработать согласованное определение понятия «удаленная территория», выделить основные проблемы таких территорий и способы их преодоления, а также обозначить возможные направления обмена информацией и сотрудничества между экономиками АТЭС.  Россия планирует развивать тематику удаленных территорий на площадке АТЭС и в формате конкретных проектов.

Стоит подчеркнуть, что инициативу РФ и идею о продолжении активной работы по удаленным регионам в следующем году приветствовала также Папуа-Новая Гвинея – председатель форума АТЭС в 2018 году — где 85% населения живет в удаленных сельских населенных пунктах.

Цифровая экономика и электронная коммерция

По инициативе Специальной координационной группы по Интернет экономике в 2017 г. была подготовлена Дорожная карта АТЭС по Цифровой и Интернет экономике (APEC Roadmap on Internet and Digital Economy). Важность Дорожной карты была подчеркнута в Декларации министров и Декларации лидеров АТЭС 2017 г. В соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию развитие Цифровой экономики является приоритетным направлением для России. В связи с этим и с учетом имеющихся наработок в данной области, наша страна является ключевым соавтором Дорожной карты.

Среди основных вопросов, рассматриваемых в документе:

  • развитие цифровой и ИКТ инфраструктуры;
  • формирование комплексного регулирования Интернет и Цифровой экономики;
  • развитие интероперабельности;
  • использование новейших технологий для инклюзивного развития;
  • меры по обеспечению принципа безопасности при использовании ИКТ технологий;
  • проблематика потоков данных;
  • формирование глоссария и методологии оценки Цифровой и Интернет экономики и т.д.

Одним из наиболее острых вопросов в процессе согласования документа стало нахождение баланса между открытостью и безопасностью данных.

Другим важным для России направлением деятельности АТЭС в 2017 г. стала разработка Рамочных договоренностей по стимулированию электронной коммерции (APEC Cross-border E-commerce Facilitation Framework). Среди основных областей работы, перечисленных в данном документе:

  • формирование согласованной регуляторной среды в области электронной торговли в регионе с учетом интересов деловых кругов;
  • укрепление потенциала ММСП в целях расширения их участия в трансграничной электронной торговле;
  • усиление защиты конфиденциальных данных;
  • упрощение безбумажной торговли в регионе;
  • рассмотрение межсекторальных вопросов в области трансграничной электронной коммерции.

Документ стал одним из приложений к Декларации министров АТЭС 2017 г.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Ключевым приоритетом России в рамках повестки АТЭС по АТЗСТ является подключение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессы реализации АТЗСТ. ЕАЭС, как эволюционирующий интеграционный блок с глубокими обязательствами, отвечающими высоким международным стандартам, может стать источником лучших практик и положительного опыта в области глубоких интеграционных процессов для всего региона АТЭС.

В рамках данной работы в августе 2017 г. российские представители приняли участие в диалоге старших должностных лиц по РТС/ЗСТ. Во время диалога был представлен ежегодный доклад исследовательского подразделения АТЭС (APEC Policy Support Unit, PSU) по последним трендам и нововведениям в регуляторных положениях торговых соглашений. В рамках доклада рассматривалось 4 соглашения о свободной торговле, вступивших в силу в 2016 г., среди которых было представлено соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. В частности, специалистами PSU были отмечены наиболее прогрессивные элементы соглашения в части регулирования таможенных процедур, электронной коммерции, государственных закупок и инвестиций. Российская сторона также предложила рассмотреть, как данные вопросы регулируются непосредственно в рамках ЕАЭС. Кроме того, в части привлечения заинтересованных сторон российский представитель подчеркнул важность проведения такой работы не только во время переговорного процесса, но и после заключения РТС/ЗСТ посредством формирования регуляторных положений нового поколения в области транспарентности. В качестве примера были приведены положения из ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом.

Кроме того, в рамках реализации одобренной в прошлом году Лимской декларации об АТЗСТ Россия заявила о своей заинтересованности продолжить работу по направлению транспарентности, которое она возглавляет с 2012 г. Работа в этой области будет включать обзор существующих проектов и инициатив АТЭС; идентификацию областей, где необходима реализация дополнительных мер по увеличению уровня транспарентности; формирование информационных ресурсов. Особое внимание будет уделено вопросам транспарентности при применении защитных мер.

Инновации

В 2017 г. Россия представила две инициативы в области инновационного развития.  Первая из них направлена на развитие сотрудничества между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС. Среди основных ее составляющих — создание  интерактивной платформы для развития межкластерной кооперации — платформы кластеров АТЭС (APEC cluster collaboration platform «a PEC — a Platform for the Economies’ Clusters»), целью которой станет информирование заинтересованных лиц об имеющихся возможностях кластерного взаимодействия, обмен опытом и лучшими практиками в сфере поддержки кластеров.

Вторая инициатива ставит своей целью достижение большей согласованности между политикой экономик АТЭС в сфере формирования новых технологических рынков будущего. Ожидается, что реализация инициативы позволит оптимизировать трансфер конвергентных технологий, защиту интеллектуальной собственности, обеспечить большую совместимость существующих национальных инструментов регулирования новых технологических рынков и в целом активизировать продвижение технологий на новые рынки. Планируется, что в конце 2017- начале 2018 г. в России пройдет первый семинар в рамках реализации данных инициатив.

AРазвитие человеческих ресурсов

В области развития человеческих ресурсов наиболее актуальными для России вопросами остаются сотрудничество в области образования и охраны труда.

В частности, в сентябре 2017 г. на площадке ДВФУ прошла уже шестая Конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования в АТР. Темой нынешней конференции стало взаимное признание дипломов и квалификаций. В мероприятии приняли участие более 100 делегатов, в том числе 48 иностранных экспертов из 12 экономик АТЭС; руководители международных организаций, занимающихся вопросами образования в АТР; ректоры ведущих ВУЗов региона; представители профильных рабочих органов АТЭС. Ключевыми спикерами стали министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, замминистра образования, культуры и спорта Японии Синдзиро Комацу, губернатор Калифорнии Эдвард Браун. Помимо организации Конференции, в 2017 г. Россия также активно участвовала в подготовке Плана действий для Образовательной стратегии АТЭС, одобренной в 2016 г. по итогам шестой встречи министров образования экономик АТЭС.

Что касается охраны труда, в апреле 2017 г. на площадке Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ) была организована конференция по развитию культуры профилактики в охране труда в экономиках АТЭС. Ко-спонсорами мероприятия выступили Тайвань, Южная Корея и Вьетнам.

В настоящее время Россия и Папуа-Новая Гвинея (ПНГ) прорабатывают возможность организации в рамках ВНОТ 2018 г. одного из подготовительных мероприятий для 7-й Встречи министров АТЭС, ответственных за развитие человеческих ресурсов. Встреча должна пройти в сентябре 2018 г. в столице ПНГ г. Порт-Морсби.

Женское предпринимательство

Что касается женского предпринимательства, в сентябре 2017 г. на полях форума «Женщины и экономика» Россией был организован второй конкурс APEC BEST Awards. Конкурсантки из 11 экономик АТЭС (России, Вьетнама, Японии, Таиланда, Тайваня, Индонезии, Филиппин, Южной Кореи, Мексики, Китая и Чили) соревновались в 7 номинациях. В общей сложности мероприятие собрало около 150 человек, среди которых были представители государственных органов по делам женщин и МСП, деловых кругов, инвесторов и менторов из экономик АТЭС. В следующем году APEC BEST Awards планируется провести в третий раз при поддержке экономики-председателя АТЭС 2018 г. Папуа-Новой Гвинеи.

Участие в конкурсе позволит российским предпринимательницам получить выход на новые рынки, установить деловые контакты с потенциальными бизнес-партнерами и инвесторами, ознакомиться с существующими международными практиками и моделями развития бизнеса, а также получить опыт подготовки и защиты бизнес-проектов перед потенциальными инвесторами.

Экономические реформы

В 2016 г. Россия выдвинула инициативу по совершенствованию конкурентной среды в области госзакупок в экономиках АТЭС. Цель инициативы — выявление наиболее интересных и перспективных областей для сотрудничества в рамках АТЭС в указанной сфере, а также определение формата такого взаимодействия.

В рамках реализации данной инициативы в феврале 2017 года в г. Нячанге (Вьетнам) состоялся Политический диалог по вопросам государственных закупок. Участники мероприятия обсудили различные аспекты развития института госзакупок: методы, процедуры, управление рисками, применение электронных технологий в госзакупках. В настоящее время Россия прорабатывает возможность подготовки конкретных проектных предложений по итогам диалога. Отметим, что в поддержку российской инициативы в июле 2016 г. РЦИА выпустил специальный номер Вестника АТЭС, посвященный вопросу регулирования государственных закупок в экономиках АТЭС.

Кроме того, в августе 2017 г. на заседании Экономического комитета (ЭК) АТЭС Россия выступила с предложением об организации диалога по предоставлению электронных государственных услуг. Российская инициатива была поддержана Тайванем и Вьетнамом. Предполагается, что диалог пройдет в рамках первой встречи ЭК в 2018 г.

Также в рамках ЭК АТЭС Россия выступает коспонсором работы Гонконга и других экономик по созданию онлайн-платформы для разрешения B2B споров для МСП. Россия разделяет мнение членов АТЭС о том, что данная платформа может значительно сократить издержки ведения бизнеса для МСП. Вместе с тем российская сторона отмечает важность мер, направленных на обеспечение технологической нейтральности при выборе действующей платформы для пилотного проекта, а в части правоприменения подчеркивает необходимость использования действующих международных нормативно-правовых актов.

Проекты на 2018 г.

Также в 2017 г. экономиками АТЭС было одобрено четыре новых российских проекта, реализация которых запланирована на 2018 г. Среди них:

  • проект Минкомсвязи России по созданию системы мониторинга землетрясений и наводнений на основе использования Интернета вещей;
  • проект Минэкономразвития России по поддержке высокотехнологичных компаний- лидеров;
  • проект Роспатента по коммерциализации интеллектуальный собственности для МСП;
  • проект Ростуризма по перспективам устойчивого развития туризма на удаленных территориях экономик АТЭС.

АТЭС 2020

В 2020 г. истекает срок действия Богорских целей, определявших приоритеты работы форума АТЭС, начиная с 1994 г. В связи с этим в настоящее время перед экономиками АТЭС стоит задача сформировать дальнейшую комплексную повестку работы форума. Подготовить эту повестку предстоит созданной в этом году APEC Vision Group.

Что касается конкретного наполнения повестки АТЭС после 2020 г., Россия разделяет мнение экономик АТЭС о важности дальнейшего обсуждения вопросов торговой и инвестиционной либерализации. При этом наша страна полагает, что в повестке АТЭС после 2020 г. в должной мере должна быть отражена и проблематика безопасного, сбалансированного, устойчивого, инновационного и инклюзивного роста. Именно данные принципы должны стать базовыми для формирования Сообщества АТЭС.

Другим важным для России вопросом, связанным с дальнейшей работой АТЭС, является привлечение в АТЭС новых наблюдателей, включая ЕАЭС, а также расширение состава участников АТЭС за счет привлечения экономик АТР, еще не присоединившихся к форуму. По мнению России, АТЭС не должен создавать искусственные барьеры, изолирующие его от окружающего мира. Как мы уже упоминали ранее, Россия считает целесообразным рассмотреть возможность привлечения в АТЭС новых наблюдателей, включая организации: а) разделяющие основные цели и принципы работы АТЭС; б) находящиеся на территории или соседствующие с регионом АТР; в) имеющие в составе своих членов экономики АТЭС.

Поделиться новостью: