Россия на третьем кластере встреч экономик АТЭС в 2017 году

30 августа 2017 г. в г. Хошимин (Вьетнам) завершилась третья в этом году встреча старших должностных лиц АТЭС, включая кластер сопутствующих мероприятий. Основными для России вопросами, обсуждавшимися в рамках данного кластера, стали формирование АТЗСТ, цифровая повестка, экономические реформы, здравоохранение, а также работа АТЭС после 2020 г. Кроме того, Россия продолжила реализацию масштабной инициативы по развитию удаленных регионов.

Россия на третьем кластере встреч экономик АТЭС в 2017 г. 1Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

На нынешнем кластере встреч участники АТЭС продолжили реализацию поручений Лидеров, зафиксированных в Лимской декларации. Экономиками был окончательно согласован рабочий План группы по реализации АТЗСТ и подготовлен План действий по достижению целей Лимской декларации (Lima Declaration Action Plan, LDAP). Также ими были представлены предварительные версии инициатив, призванные обеспечить выполнение LDAP. Планируется, что работа по ним, включая финальную версию Плана действий, будет закончена к последней в этом году встрече старших должностных лиц, которая состоится 5-6 ноября 2017 г. в г. Дананг, Вьетнам.

В контексте формирования АТЗСТ члены АТЭС выделили несколько приоритетных направлений работы в ближайшие годы:

  • Определение сфер для дальнейшего снижения тарифных барьеров;
  • Формирование регуляторных принципов в области нетарифных барьеров;
  • Барьеры, препятствующие развитию технологий и торговле переработанными товарами;
  • Государственные предприятия;
  • Инвестиции.

Российские представители в свою очередь отметили, что при работе по данным направлениям следует учитывать опыт уже действующих региональных интеграционных объединений, включая АСЕАН, ЕАЭС, Тихоокеанский альянс. По мнению России, рассмотрение формирующихся соглашений (например, ВРЭП или ТПП) также возможно, однако их будущее до сих пор остаётся неясным, в связи с чем на них не стоит делать отдельный акцент.

Цифровая экономика

Одним из главных достижений нынешнего кластера встреч стало окончательное согласование Рамочного документа АТЭС по развитию электронной коммерции (APEC Cross-Border E-Commerce Facilitation Framework). Среди ключевых задач документа:

  • Формирование благоприятной регуляторной среды в области электронной коммерции;
  • Содействие развитию ИКТ инфраструктуры;
  • Расширение числа участников электронной коммерции, включая ММСП;
  • Развитие кооперации между государственным и частным сектором в контексте электронной коммерции.

Также в рамках третьего кластера была продолжена работа над Дорожной картой АТЭС по Интернет-экономике (APEC Internet Economy Roadmap). В ходе подготовки документа Россия добилась смещения акцента Дорожной карты с вопросов цифровой торговли на не менее важные вопросы цифровой и Интернет-экономики, включая развитие инфраструктуры, технологий, выработку подходов к оценке развития цифровой и Интернет-экономики для содействия инклюзивности и преодоления цифрового неравенства. Также удалось обозначить особое значение безопасности передачи данных для развития цифровой и Интернет-экономики.

Россия на третьем кластере встреч экономик АТЭС в 2017 г. 4ЕАЭС на Диалоге СДЛ по региональным торговым соглашения и зонам свободной торговли

В ходе диалога старших должностных лиц по РТС/ЗСТ (SOM Dialogue on RTAs/FTAs) был представлен ежегодный доклад исследовательского подразделения АТЭС (APEC Policy Support Unit, PSU) по последним трендам и нововведениям в регуляторных положениях торговых соглашений. В рамках доклада рассматривалось 4 соглашения о свободной торговле, вступивших в силу в 2016 г., среди которых было представлено соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. В частности, специалистами PSU были отмечены наиболее прогрессивные элементы соглашения в части регулирования таможенных процедур, электронной коммерции, государственных закупок и инвестиций. Российская сторона также предложила рассмотреть, как данные вопросы регулируются непосредственно в рамках ЕАЭС. Кроме того, в части привлечения заинтересованных сторон, российский представитель подчеркнул важность проведения такой работы не только во время переговорного процесса, но и после заключения РТС/ЗСТ, посредством формирования регуляторных положений нового поколения в области транспарентности. В качестве примера было приведены положения из ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом.

Экономические реформы

На заседании Экономического комитета (ЭК) АТЭС Россия выступила с предложением об организации диалога по предоставлению электронных государственных услуг. Российская инициатива была поддержана Китайским Тайпеем и Вьетнамом. Предполагается, что диалог пройдет в рамках первой встречи ЭК в 2018 г.

Кроме того, в ЭК АТЭС Россия выступает коспонсором работы Гонконга и других экономик по созданию онлайн-платформы для разрешения B2B споров для МСП. Россия разделяет мнение членов АТЭС о том, что данная платформа может значительно сократить издержки бизнес-издержки для МСП. Вместе с тем, российская сторона отмечает важность мер, направленных на обеспечение технологической нейтральности при выборе действующей платформы для пилотного проекта, а в части правоприменения подчеркивает необходимость использования действующих международных нормативно-правовых актов.

Среди других актуальных для России тем, обсуждавшихся в рамках нынешнего кластера – повышение эффективности конкурентной политики, корпоративное управление государственными предприятиями, реализация Обновленной повестки АТЭС по структурным реформам (Renewed APEC Agenda for Structural Reform, RAASR). Следует отметить, что в следующем году экономики АТЭС, включая Россию, проведут промежуточную оценку реализации подготовленных в рамках RAASR индивидуальных планов действий по структурным реформам.

Россия на третьем кластере встреч экономик АТЭС в 2017 г. 2Здравоохранение

Российские представители приняли участие во Встрече высокого уровня по экономике и здравоохранению и ряде сопутствующих мероприятий. Ключевым из них для России являлся Диалог по борьбе с туберкулезом со множественной лекарственной устойчивостью. Россия призвала членов АТЭС активизировать сотрудничество, направленное на борьбу с этим заболеванием, и пригласила экономики принять участие в Министерской встрече ВОЗ по искоренению туберкулеза в эпоху устойчивого развития, которая пройдет в г. Москва в ноябре 2017 г. Россия также выразила готовность делиться с экономиками АТЭС своим опытом в области финансирования системы здравоохранения.

APEC 2017: H?i ngh? các quan ch?c cao c?p l?n th? ba (SOM 3)Повестка АТЭС после 2020г.

Экономики АТЭС продолжили обсуждение возможных направлений развития повестки АТЭС после 2020 г. Участники форума озвучили  приоритетные для себя области работы, среди которых наиболее часто упоминались формирование АТЗСТ, инклюзивное и устойчивое развитие, цифровая экономика, развитие человеческих ресурсов. В настоящее время уже вполне ясно, что после 2020 г. вопросы социально-экономического развития займут в повестке АТЭС столь же важное место, что и повестка по торговой либерализации.

Другим важным для России вопросом, связанным с дальнейшей работой АТЭС, по-прежнему остается привлечение в АТЭС новых наблюдателей, включая ЕАЭС, а также снятие моратория на вхождение новых членов. По мнению России, АТЭС не должен создавать искусственные барьеры, изолирующие АТЭС от окружающего мира. Как мы уже упоминали ранее, Россия считает целесообразным рассмотреть возможность привлечения в АТЭС новых наблюдателей, включая организации: а) разделяющие основные цели и принципы работы АТЭС; б) находящиеся на территории или соседствующие с регионом АТР; в) имеющие в составе своих членов экономики АТЭС.