Саммит АТЭС 2018

Саммит АТЭС 2018Саммит АТЭС, состоявшийся 17 ноября в Папуа-Новой Гвинее, стал для России юбилейным, а 2018 год ознаменован двадцатилетием работы в форуме. В 2018 г. Россия стала автором двух стратегических документов по регулированию новых технологических рынков и развитию международной кооперации между инновационными кластерами. Отдельное внимание было уделено вопросам торговли – экономики АТЭС одобрили две новые российские инициативы по повышению транспаретности регулирования, а также изучению положений торговых соглашений, связанных с вопросами экологии.

Вдобавок к новым российским инициативам, продолжается реализация действующих. Уже третий год подряд продолжает проводиться конкурс женщин-предпринимательниц, в этом году — в рамках форума «Женщины и экономика».

В поддержку комплексной российской инициативы, эксперты АТЭС подготовили исследование по развитию удаленных территорий экономик-участниц форума, где были подробно рассмотрены проблемы развития и даны рекомендации по интеграции удаленных территорий в общую экономическую систему членов АТЭС. Данная работа развивается в поддержку формируемой на текущий момент Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Регион АТЭС сегодня — это практически 60% мирового ВВП и 48% мировой торговли. Значительная часть экономик-членов АТЭС (Китай, Республика Корея, США, Япония, ряд стран-членов АСЕАН) являются ключевыми торгово-экономическими партнерами России. Торговая статистика показывает, что всего на регион АТЭС приходится 28% российского экспорта. В свою очередь доля импорта достигает 25%.

АТЭС – одна из немногих площадок, где происходит диалог между развитыми и развивающимися странами по сугубо экономическим вопросам. Повестка АТЭС традиционно не касалась политики, что давало возможность избегать серьезных столкновений. По вопросам торгового и инвестиционного сотрудничества на протяжении почти тридцати лет экономикам АТЭС удавалось договориться. В отличие от Всемирной торговой организации (ВТО), решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера. Благодаря данной особенности, АТЭС зачастую выступает инкубатором идей по наиболее сложным вопросам международной повестки.

В последние годы особо остро в АТЭС поднимались вопросы цифровой повестки. США, Австралия, Новая Зеландия, Япония и ряд других стран выступают за развитие цифровой экономики за счет либерализации торговли, развития цифрового бизнеса. Россия, Китай и ряд стран Юго-Восточной Азии склоняются к тому, что цифровизация подразумевает существенные изменения всего спектра социально-экономических отношений и значительную роль государства в этих процессах.

Неожиданно остро стоит вопрос терминологии. Определение рамок работы приведет в перспективе к формированию перечня обязательств по регулированию и возможному открытию рынков. До сих пор на уровне международных организаций отсутствует четкое и общепринятое определение, например, барьеров в цифровой торговле, да и самой цифровой торговли как таковой. Впервые четкое определение цифровой торговли дали США. В понимании Комиссии США по международной торговле (USITC) цифровая торговля включает электронную коммерцию лишь в качестве одной из ее шести составляющих (наряду с инфраструктурой интернета и услугами сетевой связи, облачными вычислениями, внедрением цифровых технологий в промышленности, коммуникационными услугами, цифровым контентом). Хотя цифровая торговля включает в себя предоставление платформ электронной коммерции (Alibaba, eBay) и связанных с ними услуг (цифровые платежи, логистика итд), данный термин исключает стоимость продажи физических товаров, заказанных в интернете, а также физических товаров, которые имеют цифровой аналог. В соответствии с подходом США к определению, барьеры развитию цифровой торговли и предлагаемые меры по открытию рынков имеют чрезвычайно широкий характер.

Серьезные различия в позициях экономик АТЭС наблюдаются по вопросу обеспечения свободных потоков данных. Дело в том, что в соответствии с позициями России, Китая и ряда других стран одним из основных принципов развития цифровой экономики является информационная безопасность. Однако блок экономик АТЭС во главе с США рассматривает требования по локализации персональных данных, действующих в России, Китае, ряде стран Юго-Восточной Азии в качестве барьера торговле и инвестициям. При этом важно отметить, что те же США, Австралия также имеют ограничения по хранению и/или передаче «чувствительных данных».

Несмотря на наличие различий в позициях сторон в области цифровой экономики, члены АТЭС все же смогли достичь консенсуса по данным вопросам повестки, указав на необходимость определения спектра работы и снижение лишь неоправданных барьеров в электронной коммерции и цифровой торговле. Формулировка о поощрении свободного потока данных сопровождалась необходимостью признания целей государственной политики экономик-членов АТЭС.

Несмотря на готовность сторон идти на уступки по вопросам цифровой повестки, экономики не смогли принять Лидерскую декларацию и Заявление министров торговли и иностранных дел по итогам работы форума. Что стало причиной? Существенные различия в позициях (в первую очередь, США и Китая) в отношении роли ВТО и ее будущей реформы не позволили экономикам прийти к формулировкам, которые устроили бы все стороны. Экономики АТЭС сошлись во мнении относительно необходимости реформирования ВТО, однако конкретные предложения по реализации данной работы вызвали серьезные разногласия. Камнем преткновения стали и позиции экономик по борьбе с «несправедливыми» торговыми практиками.

Напомним, что под «несправедливыми» торговыми практиками США, Японией и рядом других стран понимаются отдельные меры торговой политики, включая принудительный трансфер технологий, искажающие торговлю промышленные субсидии, деятельность предприятий с государственным участием. Основные претензии направлены в адрес Китая. По сути, АТЭС стал очередным полем боя в торговой войне, а конфронтация Китая и США — причиной провала саммита АТЭС.

Следующим местом сражений может стать саммит G20, который состоится 30 ноября – 1 декабря в Буэнос-Айресе. По словам заместителя министра экономического развития Российской Федерации Азера Талыбова, механизм G20 необходимо использовать «в качестве площадки для выработки коллективных решений и рекомендаций по налаживанию эффективной работы» ВТО. Будем ожидать ответных выстрелов в торговой войне от России.

 

 

Поделиться новостью: