Семинар АТЭС по обеспеченным сделкам: лучшие практики для динамичного роста предпринимательства

21-22 марта 2018 г. в г. Мехико (Мексика) состоялся «Семинар АТЭС по обеспеченным сделкам: лучшие практики для динамичного роста предпринимательства». В семинаре приняли участие представители ведущих международных, региональных и национальных организаций по данному вопросу: Всемирный банк (включая Международную финансовую корпорацию (IFC)), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Агентство США по международному развитию (USAID), Министерство иностранных дел Мексики (включая Старшее должностное лицо Мексики), Министерство экономики Мексики, Министерство планирования и инвестиций Вьетнама, Министерство финансов Филиппин, Национальное агентство по экономике и развитию Филиппин, Министерство промышленности, коммерции, сельского хозяйства и рыболовства Ямайки, Посольство Швейцарии в Мексике, Национальный Юридический Центр (NatLaw), Ассоциация коммерции и финансов (Commercial Finance Association), Государственный департамент США, Уорикский университет, Бруклинская школа права, Реестры залогового обеспечения Мексики, Колумбии, Deloitte и другие.

Основной задачей семинара стало обсуждение лучших практик экономик АТЭС в области развития рынка обеспеченных сделок под залог движимого имущества (на примере Брунея-Даруссалама (2-е место в мире по легкости получения кредитов в рейтинге Doing Business за 2017 г.), Вьетнама, Мексики (6-е место в мире по легкости получения кредитов в рейтинге Doing Business), Таиланда и Филиппин, а также существующих международных инструментов для улучшения нормативно-правовой базы для упрощения процедур получения кредитов:

а) Самолетное оборудование 2001 г. (Россия ратифицировала данный протокол в 2011 г.);

б) Подвижной состав железнодорожного транспорта 2007 г. (не вступил в силу);

в) Системы космического базирования 2012 г. (не вступил в силу);

г) Горнодобывающее, сельскохозяйственное и строительное оборудование / Mining, Agriculture and Construction (MAC), который планируется согласовать в срок до 2019 г.

В рамках 6-й Рабочей группы ЮНСИТРАЛ ведется работа по созданию Практического руководства по применению «Типового закона по обеспеченным сделкам» к 2019 г.

В одном из ключевых докладов были представлены результаты регионального исследования о состоянии нормативно-правой базы в сфере обеспеченных сделок в АТЭС. В рамках исследования была составлена матрица развития компонентов соответствующей нормативно-правовой базы, на основе Индекса действенности законных прав Всемирного банка (Strength of Legal Rights Index). Экономики, которым не требуется реформирование законодательства: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, США. Один из интересных выводов исследования – экономики АТЭС в целом (кроме Перу) не упоминают отдельно возможность использования альтернативных механизмов регулирования споров в области обеспеченных сделок (арбитраж, медиация, примирительная процедура, регулирование споров онлайн). Стоит отметить, что исследование проводилось на основе данных 2016 г.

В одном из исследований, представленных Всемирными банком, были перечислены практики стран АСЕАН и Монголии в разработке и запуске реестров залогового имущества, с обозначением финансового эффекта их внедрения. Данные представлены в таблице.

Экономика Нормативно-правовой акт Дата запуска реестра Кол-во регистраций Увел-е объема кредитования
Бруней-Даруссалам Указ об обеспеченных сделках 2016 г. - -
Вьетнам Данные не указаны 2012 г. 1 262 504 (662 815 МСП и 47 344 ММСП.) 63,1 млрд. долл. США
Индонезия Закон № 42 1999 г., Постановление Правительства № 21 2015 г. 2013 г. 282 тыс. МСП на июнь 2016 г. 31 млрд. долл. США
Камбоджа Данные не указаны 2017 г. 13 920 МСП 92 млн. долл. США
Малайзия Публичные консультации по проекту «Закона об обеспеченных сделках» с середины 2017 г. Планируется публикация закона в середине 2018 г. - - -
Монголия Закон об обеспечительном залоге 2016 г. Март 2017 г. 150 тыс. (34 тыс. ММСП, > 30 % владеют женщины) 224 млн. долл. США
Таиланд Закон о безопасности ведения бизнеса (на рассмотрении) Реестр под контролем Министерства торговли. Дата запуска не указана. - -
Филиппины Закон о договорах залога движимого имущества В 2018 г. на рассмотрении, к концу года планируется запуск реестра. - -

Источник

Россия занимает 29-е место в вышеупомянутом рейтинге Doing Business в части доступности кредитования. Тем не менее, согласно опросу Всемирного банка, лишь 21,6 % предприятий в России прибегают к кредитованию. Согласно докладу, USAID о состоянии рынка в регионе АТЭС, рынок кредитования под залог движимого имущества довольно хорошо развит в России (проработано восемь необходимых аспектов нормативно-правовой базы из двенадцати, определенных в Индексе действенности законных прав Всемирного Банка), однако есть области, требующие дополнительной проработки и внимания:

  • создание интегрированной или единой правовой базы для обеспеченных сделок, которая распространяется на создание, публичность и приведение в законное исполнение четырех функциональных эквивалентов защищенных интересов в составе движимого имущества: передача прав собственности доверенному лицу; финансовый лизинг; присвоение или передача дебиторской задолженности; и продажа с сохранением права собственности;
  • разрешение предприятиям предоставлять невладельческое залоговое право на отдельную категорию движимых активов (таких как машинное оборудование или товарно-материальные запасы), не требуя конкретного описания залогового обеспечения;
  • создание залогового реестра, являющегося информационной базой, которая только уведомляет о существовании обеспечительного интереса (но не публикует основополагающих документов) и не производит юридического анализа сделки. Реестр также должен раскрывать функциональные эквиваленты обеспечительных интересов.
  • функционирование механизма автоматической приостановки или моратория в отношении применения обеспеченными кредиторами процедуры принудительного взыскания задолженности, когда в отношении должника начинается процедура реорганизации под надзором суда, при соблюдении условий законодательной защиты прав обеспеченных кредиторов. Должны быть предоставлены четкие основания для освобождения от автоматической приостановки или моратория (например, если движимое имущество находится в опасности) и установлен предельный срок на автоматическую приостановку или мораторий.

Стоит отметить, что Центробанк России уже заявил о намерении создать единый банковский залоговый реестр, а для проверки залогового статуса любых видов движимого имущества с 1 января 2017 г. действует реестр уведомлений о залогах движимого имущества, контролируемый Федеральной нотариальной палатой, формируемый на добровольной основе. В случае создания единого залогового реестра, было бы полезно проанализировать опыт создания подобного механизма в Мексике, где удалось обеспечить работу реестра на всей территории федерации, с возможностью бесплатного поиска в удобной электронной форме и недорогим механизмом регистрации залогового имущества (порядка 7 долл. США за одну операцию), в результате чего за первый год эксплуатации системы (октябрь 2010 г. — октябрь 2011 г.) количество зарегистрированных залогов увеличилось в четыре раза (в январе 2018 г. количество зарегистрированных залогов достигло 4 101 810 (по сравнению с 13 711 в 2010 г.) (источник). Полезным для анализа может стать опыт структурных реформ и создания реестров Брунея-Даруссалама (Указ об обеспеченных сделках / Secured Transactions Order от 13 февраля 2016 г.), а также стран АСЕАН и других экономик-лидеров в данной области в регионе АТЭС (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США).

В рамках отдельной сессии участники семинара обсудили новые цифровые финансовые технологии. Были обозначены проблемы:

  1. Необходимость классификации новых цифровых продуктов. Например, криптовалюта, может быть одновременно рассматриваться как валюта, средство обеспечения безопасности или имущество.
  2. Необходимость интеграции различных платформ для обеспечения надежной и бесперебойной работы всех финансовых, банковских и платежных систем.
  3. Необходимость улучшения системы выдачи электронных чеков и ее интеграции с другими системами (налоговой и реестра залогового имущества) и ее интеграции с другими системами (налоговой и реестра залогового имущества). Россия относится к странам с развитой системой, однако не входит в группу лидеров, куда вошли Мексика и Колумбия в Латинской Америке, а Сингапур и Гонконг в Азии. Был отмечен положительный опыт работы банковской платформы NAFIN в Мексике, которая позволяет направлять чеки напрямую от продавца к покупателю, Invoi.Net (Аргентина и Бразилия), FIT (Турция) и eFactor (Мексика, Колумбия).

Докладчик также обозначил одно из перспективных направлений для сотрудничества – создание финансовых цепочек добавленной стоимости.

В ходе семинара США, совместно с Мексикой, Всемирным банком и ЮНСИТРАЛ предложили оказать техническую помощь заинтересованным экономикам. Предлагаемая помощь состоит из трёх этапов:

  1. Формирование необходимо нормативно-правовой базы (по обеспеченным сделкам и созданию реестров).
  2. Создание электронного реестра, подразумевающего:

а. выбор хостинга;

б. разработку технической спецификации;

в. решение вопросов, связанных с необходимым аппаратным оборудованием и программным обеспечением, в том числе, предоставляемого бесплатно со стороны Мексики.

  1. Повышение компетенций специалистов из государственного и частного секторов (источник).

Участники семинара отметили важность продолжения работы АТЭС по данному направлению. Одной из наиболее привлекательных перспектив является сотрудничество в области повышения компетенций специалистов как внутри экономик, так и в регионе в целом. Помимо этого, участники семинара высказали интерес в дальнейшем обмене практиками, как в области кредитных продуктов, так и в вопросах их продвижения и популяризации среди населения и в самих банковских и кредитных организациях, в особенности кредитов, под обеспечение движимым имуществом. Докладчики семинара согласились, что при разработке соответствующего законодательства, мер стимулирования и стратегии развития нужно обязательно учитывать все особенности каждой экономики АТЭС, включая культурные традиции и привычки.

Примером одной из таких уникальных практик является создание групп солидарности между финансовыми организациями и группой индивидуальных предпринимателей, у которых есть право на получение группового кредита под обеспечение в Мексике. В рамках действия таких групп кредитные организации не только обеспечивают финансирование групп индивидуальных предпринимателей, но и активно участвуют в разработке стратегий развития микропредприятий и продвижения их продукции на рынке, чтобы увеличить шансы на погашение задолженности по кредиту в срок). Так, финансовые и кредитные организации не просто предоставляют финансирование в своих интересах, но и помогают сформировать максимально благоприятную бизнес среду для микро-, малых и средних предприятий.

При обсуждении более конкретных предложений по дальнейшему сотрудничеству была рассмотрена возможность разработки рекомендации АТЭС по повышению компетенций по вопросам обеспеченных сделок, а также проведения ряда тематических мероприятий для обмена опытом между всеми экономиками АТЭС, что было бы полезно, учитывая, что опыт многих экономик-лидеров в данной области не был представлен на прошедшем семинаре. Более того, участники семинара отметили необходимость обсуждения вопросов регулирования споров онлайн в области обеспеченных сделок и предоставления более надежных гарантий кредитным и финансовым организациям (например, страхование подобных организаций от риска неплатежеспособности залогодателя).

 

Поделиться новостью: