Семинар АТЭС по экологическим положениям в РТС/ЗСТ

Семинар АТЭС по экологическим положениям в РТС_ЗСТ12 сентября 2017 года в г. Пекин (Китай) прошел семинар АТЭС по включению экологических положений в региональные торговые соглашения. В семинаре приняли участие представители семи экономик АТЭС, а также эксперты ОЭСР, ВТО, Международного института по устойчивому развитию и прочих профильных исследовательских организаций.

Россию на данном семинаре представляла научный сотрудник РЦИ АТЭС Анна Кузнецова, осветившая в своей презентации опыт России и ЕАЭС по включению экоположений в ЗСТ с участием Евразийского экономического союза.

В ходе семинара участники обсудили ключевые тенденции и форматы включения экоположений в РТС/ЗСТ, их эффективность и связь с правилами ВТО, а также способы проведения оценки эффективности и воздействия на окружающую среду как самих экоположений, так и торговых соглашений в целом.

Эксперты указывали на общий значительный рост числа положений, связанных с охраной окружающей среды, в торговых соглашениях, а также на увеличение глубины и разнообразия обязательств сторон в рамках данных положений. Их презентации были подготовлены на основе исследований, проведенных ОЭСР (целый ряд публикаций, начиная с 2007 г.) и ВТО (тематический доклад 2016 г.).

К примеру, специалисты ОЭСР отмечают, что наиболее распространенными форматами включения экоположений в РТС/ЗСТ остается упоминание цели охраны окружающей среды в преамбуле соглашений и включение в соглашения ст. XX (п.b и g) ГАТТ и ст. XIV (п.b) ГАТС. Вместе с тем, в последнее время в торговые соглашения стали активно включаться и другие, более расширенные, обязательства в области экологии (таблица 1). Примечательно, что в некоторых случаях они не связаны напрямую с торговыми вопросами.

Примеры вопросов, связанных с охраной окружающей среды, находящих отражение в современных РТС/ЗСТ
Общие положения по сотрудничеству в области ООС Механизм разрешения споров
Сотрудничество по специфическим вопросам ООС (т.н. «секторальные положения») Упоминание многосторонних соглашений по охране окружающей среды
Вопросы соблюдения экологического законодательства Участие общественности
Механизм имплементации положений по ООС Оценка экологического воздействия соглашения

Примечание: ООС – охрана окружающей среды

В первом для ЕАЭС соглашении о ЗСТ, заключенном с Вьетнамом в мае 2015 г. и вступившем в силу в октябре 2016 г., экологические положения закреплены в Главе 12 по устойчивому развитию совместно с положениями в области охраны труда. Кроме того, к экологии можно отнести отдельные положения глав Соглашения по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам, интеллектуальной собственности, а также статьи по общим исключениям.

Положения Главы 12 не накладывают на стороны каких-либо жестких обязательств и преимущественно ориентированы на развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды. Кроме того, в п.5 ст.12.3 указано, что «положения [Главы по устойчивому развитию] не должны нарушать обязательства, зафиксированные в других Главах настоящего Соглашения, в том числе Главы 8 (Торговля услугами, инвестиции и перемещение физических лиц)». Другими словами, обязательства сторон в рамках других глав Соглашения имеют преимущество перед их обязательствами в рамках главы по устойчивому развитию.

С содержательной точки зрения экоположения в ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом представляют из себя наиболее распространенные в настоящее время положения по охране окружающей среды, закрепляемые в торговых соглашениях (см. таблицу 2). Об этом можно судить на основе уже упоминавшихся ранее публикаций ОЭСР и ВТО.

Основные положения по охране окружающей среды в Главе 12 «Устойчивое развитие» соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом
Подтверждается право сторон устанавливать собственный национальный уровень защиты окружающей среды  

Отмечается стремление сторон не поощрять или получать выгоды от торговли или инвестиций в результате непрерывных или повторяющихся действий или в случае бездействия, которые ведут к снижению уровня или отказу применять или исполнять законодательство в области защиты окружающей среды, политику, практику, таким образом, что это затрагивает торговлю между Сторонами

Признается важность усилий, направленных на улучшение окружающей среды
Закрепляется стремление сторон не использовать законодательство в области защиты окружающей среды для торгового протекционизма

 

Перечислены возможные форматы и направления сотрудничества
Предусматривается механизм консультаций, однако к главе по устойчивому развитию не применяется общая глава Соглашения по разрешению споров

Вместе с тем, для ЕАЭС соглашение о ЗСТ с Вьетнамом стало первым соглашением подобного рода, что не позволяет выделить какие-либо закономерности или говорить о наличии у участников Союза четко сформированной позиции по вопросам включения вопросов экологии в ЗСТ.

Одним из наиболее насущных в настоящее время вопросов остается практическая имплементация и оценка общей эффективности экоположений в РТС. В частности, на семинаре отмечалось, что последствия включения положений по охране окружающей среды в торговые соглашения остаются почти неизученными. Определенная работа уже была проведена ОЭСР, однако эксперты указывали на необходимость улучшения качества мониторинга исполнения обязательств в рамках экоположений в РТС (такие усилия сейчас предпринимаются ЕС, Канадой и США), а также сбора информации о влиянии торговых соглашений на окружающую среду. Стоит отметить, что именно по этой причине некоторые развитые страны (например, Австралия и Япония) не настаивают на включении расширенных положений по экологии в РТС/ЗСТ с их участием.

Кроме того, в своей презентации эксперт Международного института по устойчивому развитию выделил несколько ключевых факторов, позволяющих определить глубину обязательств сторон в рамках экоположений в РТС. Ими, в частности, являются:

  1. Обязательный или же рекомендательный характер положений, связанных с охраной окружающей среды;
  2. Закрепление в соглашении четкого механизма (процедура и сроки) и необходимости выделения финансовых средств для исполнения обязательств сторон в области охраны окружающей среды;
  3. Включение вопросов транспарентности и ответственности за соблюдение указанных положений;
  4. Участие в реализации экоположений чиновников высокого уровня (например, в рамках работы экологического комитета, при проведении консультаций и т.д.).

Увеличение числа и разнообразия положений по охране окружающей среды делает актуальным и вопрос о том, как эти положения и отдельные главы по экологии (если обязательства вынесены в отдельную главу, как в рассмотренном ранее соглашении между ЕАЭС и Вьетнамом) соотносятся с другими положениями/главами того же соглашения. В некоторых РТС эта взаимосвязь прописана достаточно четко, однако в некоторых остается неясной. Эксперты отмечали, что особенно проблемной в данном контексте является взаимосвязь между обязательствами сторон по охране окружающей среды и их обязательствами в области инвестиций, защиты прав интеллектуальной собственности и государственных закупок. Стоит отметить, что в настоящее время ОЭСР занимается разработкой проекта «Greening RTAs», в рамках которого рассматриваются вопросы «экологического содержания» глав РТС по инвестициям (например, «зеленые» инвестиции) и субсидиям (например, субсидии, наносящие вред/приносящие пользу окружающей среде).

Среди других интересных вопросов, обсуждавшихся на семинаре – взаимосвязь между многосторонними природоохранными соглашениями (например, СИТЕС, Монреальский протокол, Базельская конвенция и пр.), правилами ВТО и положениями РТС; способы внесения в РТС положений, касающихся внутреннего экологического законодательства; методология проведения оценки влияния РТС на окружающую среду (в частности, опыт Китая), использование электронных торговых площадок для содействия торговле экологическими товарами и т.д.

Также на семинаре была представлена база данных по экологическим положениям в РТС TREND (совместный проект German Development Institute и Laval University, Canada), в которой собраны и систематизированы экоположения из более чем полусотни преференциальных торговых соглашений, заключенных после 1945 г.

 

Источник фото: law.lclark.edu

 

 

 

Поделиться новостью: