Сеть электронных портов в АТЭС (APMEN)

Сеть электронных портов в АТЭС (APMEN)Сотрудники Российского центра исследований АТЭС Баева М. и Исмагилова О. приняли участие в обучающем курсе по тематике сети модельных электронных портов АТЭС (APMEN), с 14 по 27 июля 2016 года в Шанхае, Китай.

Обучение включало программу лекций, посещение компаний и электронных портов в городах Шанхай и Сямынь, Китай. Среди приглашенных лекторов были представители компаний Alibaba Group, PWC, E&P, Origin, JoySun Logistics, а также профессора и эксперты Института развития Китая, Института международного судоходства Шанхая и Шанхайской академии социальных наук. По результатам обучения сотрудники РЦИА сделали презентацию, посвященную развитию портов и электронной торговли в России, а также успехам по внедрению систем единого окна и единой таможенной информационной системы в ЕАЭС.

В 2014 г. по инициативе Китая с целью развития сотрудничества для решения существующих проблем, совершенствования ЦДС и упрощения процедур торговли была создана сеть модельных электронных портов АТР (Asia-Pacific Model E-Port Network, APMEN). Система APMEN включает три институциональных органа с разными уровнями взаимодействия (см. Рис. 1).

Объединенная оперативная группа сети APMEN (AJOG)
Операционный центр APMEN (AOC)
Группа экспертов (AEP)
Встречи группы проходят 1-2 раза в год, она отчитывается в рамках CTI. Членами группы являются представители регулирующих органов, эксперты из числа операторов модельных электронных портов или грузовых хабов участвующих экономик. Председателем группы является Китай. Расположен в Китае. Занимается организацией практических мероприятий, направленных на обмен информацией и наращивание потенциала экономик АТЭС (в первую очередь развивающихся). Экспертный пул пока находится на стадии создания. К настоящему времени был номинирован 31 эксперт из 7 участвующих в сети экономик.

Рисунок 1 – Структура управления сети электронных портов APMEN

В августе 2016 г. в г. Шанхай состоялась 3-я встреча группы AJOG, доклад о результатах которой будет сделан в августе 2016 г. на встрече Комитета по торговле и инвестициям (КТИ) в рамках СДЛ-3. Другим ключевым механизмом функционирования сети APMEN является государственно-частный диалог АТЭС по упрощению процедур торговли и взаимосвязанности цепочек поставок посредством сети модельных электронных портов (2-й такой диалог состоялся в г. Шанхае, Китай, 25 июля 2016 г.). Сотрудники РЦИА приняли участие в данных мероприятиях по APMEN в качестве наблюдателей от России.

Участие в сети APMEN является открытым и добровольным. В настоящее время сеть объединяет участников из 9 экономик АТЭС (см. Рис. 2). Некоторые экономики также являются наблюдателями в APMEN, такие как Чили, Япония, Республика Корея, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США и Россия (с 2016 г.).

Австралия
New South Walsh Ports
Канада
Port Metro Vancouver
Китай
Shanghai E-Port
Гонконг
OnePort
TradePort
Global Logistic System HK
Малайзия
Port of Clang
Мексика
Port of Lazaro Cardenas
Port of Manzanilo
Перу
Китайский Тайбэй
Port of Kaohsiun
Вьетнам
Port of Kaohsiun
Ho Chi Minh Marine Department
Hai Phong Marine Department

Рисунок 2 – Участники сети электронных портов APMEN

Участники и координаторы сети APMEN ожидают, что в ближайшее время один или несколько российских портов станут полноправными членами сети APMEN. Для участия в сети необходимо номинировать 1-2 основных грузовых хаба (логистических центра) или модельных порта, которые могли бы присоединиться к сети. Многие видят в качестве наиболее подходящей кандидатуры порт Владивосток.

Кроме того, Генеральный директор Операционного центра APMEN выразил заинтересованность в выстраивании сотрудничества между экономиками-участницами сети APMEN и Евразийским экономическим союзом в области ускорения процедур торговли, взаимосвязанности цепочек поставок и внедрения электронного документооборота на таможне.

Поделиться новостью: