Третье заседание старших должностных лиц АТЭС 2016

Третье заседание старших должностных лиц АТЭС 201615 – 28 августа 2016 года в Лиме, Перу, состоялось третье заседание старших должностных лиц экономик АТЭС и кластер сопутствующих мероприятий.

Ключевыми вопросами для обсуждения стали поддержка многосторонней торговой системы (МТС); стимулирование региональной экономической интеграции и формирование Азиатско-Тихоокеанской Зоны Свободной Торговли (АТЗСТ); разработка Дорожной карты АТЭС в области услуг; прогресс, достигнутый в области реализации Богорских целей; сотрудничество в сфере трудовой мобильности и урбанизации; инициативы в области электронной коммерции и ИКТ. В ходе встречи были озвучены результаты форума «Женщины и экономика 2016», а также итоги встречи министров туризма экономик АТЭС. Старших должностных лиц экономик АТЭС проинформировали о ходе подготовки к другим секторальным встречам министров, в том числе к 6-й встрече министров образования АТЭС, запланированной на начало октября 2016 г.

Старшие должностные лица выразили общую обеспокоенность тем, что в ходе встречи министров торговли экономик АТЭС в Лиме, Перу не был достигнут консенсус касательно отдельного министерского заявления в поддержку МТС. Было отмечено, что АТЭС должен внести собственный вклад в обеспечение дееспособности МТС и сформировать конструктивные предложения, в том числе в новых областях сотрудничества.

Экономиками АТЭС была вновь подчеркнута ключевая роль ВТО в обеспечении гармоничного функционирования международной торговой системы, тем не менее, с учетом последних тенденций развития региональных экономических процессов, значительное внимание старших должностных лиц было уделено вопросам региональной интеграции. Ключевой задачей в данном контексте является реализация целей Пекинской дорожной карты по формированию АТЗСТ. В течение 2016 г., согласно поручению министров торговли АТЭС, должно быть завершено коллективное стратегическое исследование о целесообразности формирования АТЗСТ. Экономикам АТЭС удалось достичь значительного прогресса в работе: в рамках третьего кластера встреч были финализированы субстантивные главы исследования. Главной задачей на сегодняшний день является выработка реалистичных, выгодных для всех и практически ориентированных рекомендаций. Данный документ станет приложением к декларации Лидеров экономик АТЭС. В текущем варианте рекомендации включают положения о необходимости учета опыта уже существующих и формирующихся региональных интеграционных объединений (ТТП, ВРЭП, ТА, ЕАЭС и АСЕАН). Тем не менее, ввиду неочевидной ситуации относительно ратификации ТТП и окончания переговоров по ВРЭП, экономики АТЭС приняли решение не привязывать реализацию АТЗСТ к срокам формирования данных мегаблоков. Данные договоренности полностью отражают интересы России.

В рамках кластера был проведен ряд встреч, посвященных формированию Дорожной карты АТЭС в области услуг. Данный документ, направленный на реализацию целей формирования конкурентоспособных рынков услуг в регионе АТЭС, должен стать одним из ключевых результатов работы форума в 2016 г. Ставя перед собой задачи по наращиванию внешней торговли услугами, повышению показателя сравнительных конкурентных преимуществ и обеспечению конкурентоспособности секторов услуг в регионе, экономики АТЭС предполагают активизировать сотрудничество как в области торговой либерализации, так и с точки зрения реализации эффективных внутренних реформ. На текущий момент Дорожная карта находится в работе, финальная версия должна быть представлена Лидерам в ноябре 2016 г.

Технологическое развитие экономик АТЭС привело к изменению характера региональной торговли. Все большую роль играет электронная коммерция и различные аспекты электронной экономики в целом. Данным вопросам АТЭС уделяет отдельное внимание. В связи с отсутствием общего определения экономиками АТЭС предложены три ключевые концепции: «Цифровая экономика» (США), «Интернет-экономика» (Китай) и «Электронная экономика» (Россия). Инициатива России, представленная в трех рабочих органах форума АТЭС, учитывает положения инициативы Китая 2014 г. по развитию «Интернет-экономики» и достижения различных форумов АТЭС в ее реализации. В то же время темпы развития мировой экономики к середине 2016 г. позволяют говорить о зарождении нового технологического уклада, что требует пересмотра текущих инициатив. Под термином «Электронная экономика» понимается совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и сервисов в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития экономик. Данный термин объединяет подходы Китая и США, позволяя тем самым найти баланс между предложениями двух экономик.

Одновременно с этим продвижение инициативы США в области развития «Цифровой экономики» чревато определенными рисками для России, Китая и ряда других развивающихся стран. Предложения США сконцентрированы в основном на вопросах торговой либерализации. Необходимо учитывать, что ряд направлений сотрудничества, предлагаемых США и отражающих договоренности в рамках Транстихоокеанского партнерства, могут расходиться со стратегическими интересами и текущей торговой политикой России. В связи с этим ключевой задачей является нахождение компромиссного подхода в данной области с американской стороной.

В ходе заседаний в продолжение инициативы, направленной на совершенствование конкурентной среды в области государственных закупок, Россией был представлен самофинансируемый проект. Проект предполагает проведение опроса экономик АТЭС о характере регулирования государственных закупок с целью выявления потенциальных областей для дальнейшего сотрудничества. Проект получил широкую поддержку экономик, среди которых Китай, Сингапур, Гонконг, Мексика, Корея, Япония, Чили, Перу, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея. Со стороны участников форума также поступило предложение о проведении политического диалога по соответствующей проблематике при участии Всемирного Банка, ОЭСР, ЮНСИТРАЛ, что было положительно рассмотрено российской стороной. Ввиду наличия ряда комментариев от экономик, работа по российскому проекту будет продолжена межсессионно.

Третье заседание старших должностных лиц АТЭС 2016_1Отдельного внимания заслуживает дискуссия касательно таких направлений госрегулирования, как улучшение качества госуслуг для граждан, электронное и открытое правительство. Учитывая наличие у России позитивного опыта в этой области, было предложено осуществить обмен лучшими практиками в ходе следующих встреч. Российское предложение было с энтузиазмом поддержано экономиками.

В рамках мероприятий был представлен новый японский проект «Инициативы для обеспечения экономического роста в ресурсных экономиках». Россия поддержала проект Японии, отметив его важность и актуальность. Одновременно было подчеркнуто, что инициатива нуждается в серьезной доработке (по содержанию и формулировкам), а также предложено проанализировать в рамках проекта проблему влияния изменений в промышленной политике на рынок труда.

Успешно прошли мероприятия, посвященные подготовке к Шестой встрече министров образования АТЭС. Их главным результатом стало предварительное согласование повестки встречи министров. Работа над основными документами встречи – Министерским заявлением с приложениями, и Образовательной стратегией АТЭС – будет продолжена во время 5-й Конференции АТЭС по вопросам сотрудничества в области высшего образования (1-2 сентября, Владивосток). Кроме того, на полях Конференции пройдет организованная Россией встреча молодых ученых (APEC Junior Education Meeting). В ходе встречи ученые сформируют предложения по включению науки, технологий и инноваций в образовательную повестку. Возможно, эти рекомендации станут одними из приложений к совместному заявлению министров образования экономик АТЭС.

Важное место в рамках мероприятий занимало обсуждение корейской инициативы по молодежной занятости. Основным камнем преткновения между Кореей и другими экономиками (в том числе Россией) стали процедурные вопросы и вопрос об уместности включения инициативы, посвященной занятости (т.е. вопроса, находящегося в рамках компетенции министров труда), в список приложений к заявлению министров образования АТЭС. В настоящее время не ясно, станет ли Корея настаивать на том, чтобы инициатива стала приложением к министерскому заявлению. Шеферд Рабочей группы по развитию человеческих ресурсов порекомендовал Корее представить инициативу на Диалоге высокого уровня по развитию человеческих ресурсов, который пройдет во Вьетнаме в 2017 г., а затем на общей встрече министров Рабочей группы АТЭС по развитию человеческих ресурсов АТЭС в 2018 г.

Продолжая тему развития человеческих ресурсов, следует обратить внимание на предложение старшего должностного лица Австралии разработать в 2017 г. Рамочный документ АТЭС по трудовой мобильности. Предложение Австралии встретило поддержку значительного числа экономик форума, поскольку данная проблематика является одной из основных составляющих повестки АТЭС по укреплению взаимосвязанности.

В рамках Политического Партнерства по науке, технологиям и инновациям (ППНТИ), а также встречи Старших научных сотрудников АТЭС Россия представила проект по созданию Целевой научной группы АТЭС по стихийным бедствиям. Предполагается, что задачей группы будет являться проведение на регулярной основе анализа сейсмологических, геологических и геофизических данных из регионов, подверженных землетрясениям. Предложение не получило негативных комментариев, и в настоящее время перед Россией стоит задача сформировать для него полноценную проектную заявку.

По тематике инноваций также важно отметить, что со следующего года в повестку ППНТИ будет постоянно включен Диалог по инновационной политике — один из трех ключевых диалоговых форматов Партнерства. Примечательно, что речь идет о «возвращении» этого Диалога, поскольку на протяжении последних несколько лет его работа была фактически приостановлена. В этой связи своевременно упомянуть о необходимости возобновления активной работы в рамках Инновационного технологического диалога АТЭС – другого диалогового формата ППНТИ, созданного по инициативе России в 2012 г. Интересным для России является и предложение Филиппин о создании Карты инновационной мобильности АТЭС.

Наконец, в рамках третьего кластера встреч СДЛ АТЭС Россия рассказала о результатах проведенного по ее инициативе первого конкурса АТЭС для женщин-предпринимателей (APEC BEST Awards), предложив Вьетнаму и другим экономикам АТЭС провести этот конкурс и в 2017 г.

Таким образом, в ходе встреч были отражены ключевые позиции и представлены инициативные предложения российской стороны. Данная работа позволит обеспечить успешное участие России в предстоящей встрече Лидеров экономик АТЭС в ноябре 2016 г.